Через 1,5 км. за станцией Дубна линия пересекает
автодорогу Воскресенское - Дубна,
уровень дороги несколько выше насыпи (вероятно дорогу время от времени подсыпают). После пересечения,
слева от насыпи, тянутся заброшенные коровники и ферма, все заросло очень высокой травой. Дальше начинается лес и идти по насыпи становится гораздо легче. Но через каких-то 100-150 метров трасса выходит в чистое поле
засаженое какими-то злаковыми растениями и полностью исчезает. Я долго ходил по полю (с компасом и картой), но найти линию никак не мог. Наконец, возле посадок леса, я обнаружил развалившийся
мостик. Этот
мост расположен на краю большого оврага и в него спускаются бетонные ступени для пропуска вешней воды с поля. И снова насыпь идет по полю и только небольшие заросли кустов вдоль трассы, показывают её присутствие.
Дальше пересечение с автодорогой Дубна - Савенки. Линия полностью пропала и только странная форма дороги к пионерлагерю подсказывает что она идет по насыпи узкоколейки. И вот, справа,
где-то через четыре км. от станции Дубна, показался пионерлагерь. Из далека видны деревянные башенки его ворот, но сам лагерь оказался полностью, или почти, разрушен. На большой площади заасфальтированные дорожки
ведущие к развалинам кирпичных корпусов, кругом тишина и запустенье. Узкоколейка прошла несколько левее пионерлагеря, кстати тогда его еще не было, и скрылась в лесу. Просека, по которой я шел, сильно обезображена
следами тракторов, но, благодаря этому, мне хорошо виден камень и щебенка которыми подсыпали насыпь.
Пройдя по лесу 2,5 км. я вышел в поле и увидел окраину большой
деревни. Судя по всему - Гурьевка. Линия оставляет деревню слева и обходит её.
Станция Гурьевка расположена в 62-х км. по Тула-Лихвинской линии в лесу, примерно в километре, за деревней Гурьевка. На территории станции располагались: пилорама (бревна доставляли на поезде распиливали
на доски и отправляли дальше), холодильник (с окрестных колхозов доставляли молоко, изготавливали масло, хранилось оно в холодильнике (на льду) и отправляли в Тулу) и сам вокзал (небольшое одноэтажное деревянное здание).
Сейчас на большой территории остались лишь фруктовые сады, в районе холодильника, а все остальное заросло высокой травой. По всей территории валяются остатки человеческого присутствия, разные кастрюли, чугунки, развалины
зданий и даже разломанные железные кровати. Место где был холодильник находится под высокой
елью, а место вокзала под двумя высокими
соснами.
Примерно в километре от станции Гурьевка находится
столбик с надписью Дубенское охотохозяйство, расположенный в восьми метрах от насыпи. Параллельно линии проходит грейдерная
автодорога на деревню Своино. А затем насыпь поворачивает вправо, в лес и примерно через три километра находится разрушенный
мост. По насыпи проехала большая машина и идти достаточно легко. Справа и слева видны следы вырубки
деревьев которые вывозят на больших машинах по насыпи. В лесу линия идет примерно пять километров, после чего проходит еще с километр по удивительной
березовой роще до пересечения с
автодорогой Дроково - ур. Фетисово.
В трех стах метрах, на границе двух районов, возле леса, за пересечением с автодорогой расположена станция Ясеновая. От вокзала остался только
каменный фундамент, справа от линии, несколько
ям где были
сараи. Напротив вокзала располагался фруктовый сад. Так же видны шпалы и опоры телеграфных столбов. Несколько поодаль от вокзала находятся остатки здания
водокачки и два
колодца. Один
колодец из бетонных колец и глубиной
13,5 метров, при этом вода стоит на уровне 8 метров от поверхности. Другой железный глубиной два метра, из него торчат железные трубы. Здание водокачки сделано из шлакоблокового и красного кирпича. Это шестиугольное здание с двумя окнами и дверью. Крыши
нет, но видны тавровые перекрытия, вероятно здесь был железный бак-водохранилище, в который из колодцев насосом набиралась
вода. На
стене обращенной к железной дороге есть остатки железной трубы и опоры на которой эта труба
поворачивалась. Ниже находится разбитый маховик. От него через коническую передачу внутрь здания ведет
привод на вентиль которым открывали и закрывали подачу воды из бака.
Недалеко от водокачки прослеживаются две продолговатые канавы. Возле одной из них есть остатки водяной колонки с поршневым насосом. Колонка приводилась в действие путем поднятия и опускания рычага насоса.
За заданием водокачки видны остатки фундаментов еще нескольких строений.
Станция Ясеновая находится в 70-ти км. по Тула-Лихвинской линии.
Схема станции Ясеновая
За станцией линия проходит по густому лесу и сама сильно
заросла. Но, в лесу, просматривается насыпь для разворота паровозов-"разворотный треугольник".
В полу километре от неё есть заросший разрушенный
мост, от которого остались лишь бетонные
опоры. Еще через километр, под
насыпью, находится
труба для пропуска воды обложенная кирпичом, а через несколько сот метров
ещё одна похожая
труба.
Примерно в трех километрах от Ясеновой находится
мостик. На бетонных опорах расположен тавровый настил. Через 50 метров за мостом насыпи
расходятся.
Левая,
высокая и прямая сохранилась в хорошем состоянии и через 150 метров пересекается с железной дорогой широкой колеи Тула - Сухиничи. Правая сильно заросшая, более низкая, так же через 150 метров пресекается с железной дорогой широкой колеи
Тула - Сухиничи примерно на расстоянии 100 метров от левой насыпи. Оказывается что узкоколейка пересекает дорогу Тула - Сухиничи в двух местах. Левая
высокая насыпь пересекала по мосту (
остатки его видны до сих пор, камни
железные рельсы-сваи, дерево и др.). Этот мост высотой был
примерно 3-4 метра над ж.д. дорогой Тула - Сухиничи. Правая насыпь проходит
примерно на 1-1,5 метра выше ж.д. дороги Тула - Сухиничи. Вероятно что правая насыпь это старая
линия, которая была до постройки дороги Тула - Сухиничи, а новая построена после открытия её, т.е. где-то в 1940 году. Примерно через сто метров за пересечением эти насыпи снова
сходятся в одну. Кстати за пресечением, на высокой левой насыпи, видны
шпалы.
После пересечения с железной дорогой Тула - Сухиничи, насыпь узкоколейки плавно поворачивает налево и идет параллельно ей, примерно в 300 метрах, три километра по лесу. Дальше линия опять
расходится на две. Одна новая и хорошо сохранившаяся поворачивает резко вправо и плавно огибая дугу примерно через 500 метров снова пересекает железную дорогу Тула - Сухиничи. Другая, старая, сильно
заросла и идет под углом к железной дороге Тула - Сухиничи.
Получается что узкоколейка опять в двух местах пересекается с железной дорогой Тула - Сухиничи. Как здесь осуществлялось пересечение не известно так как незадолго перед пересечением узкоколейка очень сильно заросла кустарником и, кажется,
что пересечение происходило на одном уровне или даже насыпь железной дороги Тула - Сухиничи была выше насыпи узкоколейки. Машинисты работавшие на узкоколейке говорили, что в этом месте пересекали ж.д. широкой колеи по низу, т.е. узкоколейка проходила под ж.д. Тула-Сухиничи. Но на местности кажется что перепады в месте пересечения не настолько большие, чтоб мог пройти локомотив с вагонами. А ведь высота тепловоза Ту-2 от головки рельса около 3,5 метров. В любом случае в месте пересечения сейчас моста на ж.д. широкой колеи нет, есть-только водопропускное отверстие под насыпью. Это
пересечение находится недалеко от знака 109 км. на железной дороге широкой колеи. Расстояние между двумя
пересечениями 70-100 метров. И ещё два километра линия узкоколейки проходит параллельно железной дороге Тула - Сухиничи, слева от неё.
Насыпь узкоколейки проходит недалеко от станции Ново-Ханино, слева от неё. С линии широкой колеи она хорошо видна. В Ново-Ханино расположена большая бетонная грузовая платформа с которой идет погрузка
в грузовые вагоны щебня и камня. Насыпь узкоколейки проходит за этой платформой примерно в 80-100 метрах.
На эту станцию два раза в день приходит пассажирский дизельный поезд. С утра из Тулы в Черепеть (примерно в 8-50), а вечером с Черепети в Тулу (в 16-25 по будням и в 17-25 по выходным).
За станцией Ново-Ханино железная дорога широкой колеи поворачивает направо, а узкоколейка идет прямо, примерно в 5-8 метрах вдоль автодороги на Ханино. Где-то через 1,5 км. линии вновь сходятся и проходят в
20 метрах друг от друга. На линии УЖД стоят столбы ЛЭП. Недалеко находится разрушенный
мост, он очень сильно зарос малиной, крапивой и травой. Метрах в 15 за мостом видна насыпь железной дороги широкой колеи. Сразу за мостом линии
стали опять немного расходится и между ними оказался высокий темный ельник. Через 300 метров ещё один разрушенный
мост, а далее пересечение с автодорогой на Ханино.
В 4 км. от станции Ново-Ханино узкоколейка опять пересекает железную дорогу
широкой колеи. На этот раз однозначно в одном месте и здесь был мост над железной дорогой Тула - Сухиничи. Насыпь УЖД метров на 6-7 выше линии широкой колеи. После этого она проходит примерно 100 метров по посадкам и выходит на окраину
поля. Здесь она идет по окраине среди редкой посадки. В 100 метрах от леса есть разрушенный
мостик, остались только бетонные опоры. Справа тянется автодорога на Ханино, а слева, вдалеке, видно село Ханино.
Дорога делает поворот налево и здесь располагается ровная площадка и строения. Это территория станция Ханино. Она расположена в 85-ти км. по Тула-Лихвинской линии, на окраине большого села Ханино. На площадке станции остался
дом для отдыха машинистов и путейского состава, половина этого дома
заселена. Это довольно большой одноэтажный дом из красного кирпича, вокруг него
заросший фруктовый сад. дальше расположены
пакгаузы где раньше хранили зерно, вдоль них тянется ветка насыпи.
Есть разрушенная автомобильная
весовая. На месте вокзала сейчас расположен двухэтажный кирпичный
дом. На станцию доставляли чугун, на чугунолитейный завод и увозили готовые изделия и зерно.
Схема станции Ханино
За станцией Ханино линия узкоколейки делает поворот налево и через пятьдесят метров пересекает автодорогу Суворов - Ханино. Перед пересечением, прямо на насыпи установлен указатель "Ханино". Дальше линия идет
параллельно автодороге, правее её примерно в 20 метрах, и через 250 метров от станции находится разрушенный
мостик. По этому мосту вот уже более 60 лет не прошел ни один поезд и от него остались лишь две размытые водой и разрушенные от времени
опоры. Примерно через километр от станции линия и автодорога поворачивают направо и проходят по небольшой
березовой роще. Не смотря на то что дорога была построена более 100 лет назад, насыпь здесь хоть и заросла деревьями но довольно хорошо
сохранилась. Через 1,5 километра линия поворачивает вправо, в лес и становится практически не проходимой. Здесь насыпь перерезает глубокий и узкий овраг, разрушив её при этом, за ним еще один, более широкий, но тоже не придающий удобства в походе. По
лесу насыпь проходит примерно 2,5 километра, совершенно выматывая, и плавно поворачивая влево. Недалеко слышны крики петухов и шум машин, наверно рядом деревня. И вот, совершенно неожиданно, прямо из леса, я вышел опять на
автодорогу
Суворов - Ханино в районе деревни Житня. На автодороге, практически на пересечении, стоит указатель 27 км. За дорогой, прямо на
насыпи, стоит указатель "Житня". Далее насыпь проходит по небольшому лесу и плавно поворачивает направо, даже через
несколько сот метров оказывается что она идет уже в обратном направлении. Кстати в одном месте я увидел небольшую
яму, прямо в насыпи, и оказалось что она целиком состоит из песка несколько перемешанного камнем
и обросшая с верху травой. Где-то через 1,5 км. пересек газопровод. Идти здесь очень легко,
насыпь широкая и почти не заросла. Пройдя два километра я снова пересек
автодорогу Суворов - Ханино недалеко от указателя 26 км. Значит петля линии два километра,
а автодорога сделала всего один километр.
Примерно километр линия проходит по лесу, плавно поворачивая влево, а затем выходит в поле. Здесь открывается удивительная панорама, насыпь узкоколейки стрелой уходит прямо, а вдалеке видны дымы Черепетской ГРЭС
и водная гладь её водохранилища. Слева, вдалеке, виден мост железной дороги широкой колеи, а за ним развалины церкви в селе Марково. На насыпи остались шпалы, как будто рельсы здесь сняли несколько лет назад. Примерно через 8 км. от станции Ханино
линия узкоколейки приблизилась к линии широкой колеи и идет параллельно с ней, примерно в 50 метрах.
Дальше возникла
протока реки Черепеть. Здесь расположен высокий
мост железной дороги широкой колеи, а рядом с ним низкие, высотой всего 2-2,5 метра
над водой,
опоры узкоколеечного моста. Ширина пролета этого моста над рекой составляла около 23 метров. Раньше, когда здесь ходил поезд узкоколейки, ГРЭС еще не было и соответственно не было такого большого водохранилища, поэтому река была мельче и, наверно высоты моста
было достаточно. С другой стороны реки насыпь подходит
островком, врезаясь в воду. Она сильно заросла деревьями и кустарником. Далее насыпи продолжают идти параллельно друг другу.
В районе 93 км. железной дороги широкой колеи, внизу справа, виден разрушенный
мост узкоколейки. От моста остались только две каменные
опоры заросшие травой. Раньше ручеек протекал между расположенных близко друг от друга
опор, но со временем он изменил свое русло и очень сильно разрушил
насыпь.
Ещё какое-то время
линия узкоколейки проходит между дорогой широкой колеи и берегом водохранилища. Дальше, недалеко от станции Збродово, она пропадает. Возможно по её трассе проходят производственные пути, а может быть
линия была поглощена водохранилищем. Где-то в этом районе располагалась станция Суворово. (подробнее о станции Суворово читайте здесь). В этом месте происходило разветвление к шахтам в Агеево и на Северо-Ватцевское лесничество. На станции было несколько путей, вокзал, водокачка, большой дровяной склад.
Недалеко от станции Збродово насыпь узкоколейки очередной раз пересекает линию широкой колеи и идет в сторону поселка Первомайский, оставляя справа кладбище и поселок Збродово, а слева расположен огромный песчаный карьер.
В районе поселка Первомайский насыпь очень хорошо сохранилась и здесь расположен разрушенный
мостик через ручеёк. Ручей изменил своё русло и протекает уже не между опор, а за ними, полностью разрушив насыпь. Через несколько сот метров линия проходит вдоль дач,
расположенных справа и слева. Затем она пересекает автодорогу из Суворова на ГРЭС и тянется по территории дачного кооператива. При этом дорога проходит прямо по насыпи, даже домик правления кооперативом находится поперек насыпи. В 50-60 метрах, после окончания дач,
находится разрушенный, сильно заросший
мостик. Дальше хуже, за мостиком, примерно в 30 метрах поперек линии, проходят трубы теплотрассы с ГРЭС в Суворов, а потом расположен забор за которым находится электрическая подстанция, стоящая прямо на насыпи УЖД. Далее пересекается
автодорога и снова насыпь перегородил бетонный забор завода ЖБИ.
Обойдя территорию завода ЖБИ, в районе платформы 88 км., слева от железной дороги широкой колеи, я снова обнаружил насыпь узкоколейки. И через 100-150 метров очередной разрушенный
мост. На заднем плане хорошо видна железная дорога Тула - Сухиничи,
которая опять идёт параллельно. По линии узкоколейки установлены столбы линии электро передач. Примерно на полпути от платформы 88 км. до станции Балево есть ещё один разрушенный
мостик.
То приближаясь то удаляясь от линии широкой колеи, узкоколейка доходит до станции Балево, между платформой и деревней, и проходит прямо по улице деревни (между домов), возле колонки.
От деревни Балево линия УЖД резко поворачивает вправо, пересекает насыпь линии широкой колеи (как неизвестно) и входит в поселок Черепеть.
Территория станции Черепеть находится примерно в районе остановочного пункта "Курорт Краинка" (в 100-150 метрах за ним). Станция располагалась в поселке и от неё сохранилась ровная широкая площадка и само здание вокзала (в нем сейчас живут люди). Судя по всему на станции было два или три пути, пакгаузы для хранения товаров местных чугунолитейного и винодельного заводов. Сам чугунолитейный Черепетский завод находился на берегу реки Черепеть, примерно в 300 метрах.
Со станции насыпь поворачивает налево (по ней сейчас проходит автодорога), снова пересекает линию широкой колеи и примерно через 200 метров от пересечения я обнаружил
развалины очень большого моста, примерно 6-7 метров высотой. Он возвышается голой скалой. От одной опоры тянется земляная
насыпь, а другая стоит одна. Мост сложен из белого камня и очень узкий.
Дальше линия ужд пересекает линию широкой колеи и снова входит в поселок Черепеть.
Здесь насыпи уже не существует, но удалось выяснить, что линия проходила по поселку и выходила к дороге на Лихвин (Чекалин). Сейчас за поселком расположены садовые участки и, как говорят, когда в начале 1970 года под дачи распахивали землю, то тракторами выдирали
шпалы и рельсы и увозили на постройку домов.
Пройдя по автодороге на Чекалин я увидел, слева, остатки насыпи. Пройти по ней оказалось невозможно так как линию сейчас пересекает огромный карьер залитый водой и заросший деревьями. Пришлось обходить карьер по дороге. Кстати с дороги насыпь видна и к ней ведет
грунтовая дорога.
Станция Лихвин расположена в
250-300 метрах от автодороги Черепеть - Чекалин. Старый карьер разрушил часть территории станции и на этом месте сейчас пруд. Видны две
насыпи подходящие к карьеру, одна заканчивается почти в пруду,
другая несколько не доходит до
него (около 100 метров). Станция находится на правом берегу реки Ока, примерно в 2 км. от города Чекалин, линия не пересекала реку. Перед станцией находился семафор, он был ещё в 60-х годах. Возле него железобетонные остатки будки, она почти развалилась, но еще видна и можно определить где была дверь или окно. На территории станции был вокзал, дом начальника станции, пакгаузы и паровозный сарай, водокачка, а так же разворотный треугольник для паровозов. Сейчас хорошо просматриваются очертания фундамента от построек (правильные прямоугольники) вокзала и пакгаузов, а так же насыпь и место паровозного сарая. Насыпь разворотного треугольника не сохранилась, а так же не сохранилось место где была водокачка.
После Второй мировой войны для построек в Черепети и Суворове здесь добывали песок, образовали карьер уничтожив часть насыпей и построек станции. Редкий местный житель теперь может показать место где станция располагалась, а скоро их вообще не останется.
Предположительная схема станции Лихвин
|