1. 3 И 27 марта 2008 года посетил станцию Лихвин и город Чекалин с целью заснять реку Оку в наиболее полноводный период года.
     Подъехать на машине к станции не удалось, так как в поле стояла вода, пришлось идти пешком. Скорее всего в этом и кроется разгадка того что станция так далеко расположена от города. Просто полая вода не позволяла строить её ближе, угрожая размыть насыпи и разрушить постройки, вот и построили на более высоком месте. Вода огромным ковром покрывает пространство окружающее бывшую станцию.
     С прошлого года на самой территории станции мало что изменилось, только разрушения производимые неизвестными "копателями" еще заметнее. Вырыта большая яма посредине площади станции, при этом, в отвале, хорошо видна сажа высыпаная из паровозов и, некогда, устилавшая землю станции. Разрыты остатки фундаментов пакгаузов и виден битый кирпич этих построек и металлические части их. Так же я увидел чугунные чушки, которые некогда доставляли на чугуно-литейные заводы Лихвинского уезда.
Поля вдоль дороги на Чекалин (Лихвин) залиты талой водой. Поля вдоль дороги на Чекалин (Лихвин) залиты талой водой. Территория станции Лихвин Территория станции Лихвин Территория станции Лихвин
     2. Далее мой путь пролегал к городу Чекалину (Лихвину).
     Дорога обрывается недалеко от Оки на маленькой площадке до которой доходят автобусы их Суворова. Дальше прямо бурные воды Оки, в остальные стороны непролазная грязь полей.
     Вода в 2008 году поднялась в реке неожиданно, так как в Орле аварийно открыли шлюзы на тамошней ГРЭС и поэтому с автомобильного моста не успели даже снять ограждения, что делается каждый год чтоб уменьшить сопротивление создаваемое мостом. Вода стремительно перекатывается через эти препятствия и устремляется дальше. Надо сказать что в этом году, даже несмотря на сброс воды, паводок не так велик как в прошлом, по крайней мере уровень воды не достиг пределов прошлого года. Видимо благодаря этому МЧС Тульской области не стало устраивать постоянной переправы в виде плавающего бронетранспортера и баржи, которую он буксирует, а ограничелось обычной моторной лодкой типа "Крым".
     Чтоб попасть в город Чекалин надо пройти метров 100-150 по полю, через неописуемую грязь, к строительному вагончику где обитают спасатели перевозящие через реку людей. Маленькая лодочка берет на борт по 4-5 человек. Их одевают в спасательные пробковые жилеты и через две минуты плаванья лодка, с разлету врезается в противоположный берег. Спасатели уверяют что паводок через неделю закончится.
     Надо заметить что окрестные жители по своему используют столь недолгие моменты половодья. Одни приезжают к реке чтоб сфотографироваться возле бурунов, другие просто моют машины, использую удобный подъезд перекрытой дороги.
     Во время половодья Чекали не полностью отрезается от остальной области, кроме лодочной переправы существует и автобусный маршрут, который два раза в сутки прибывает из Суворова в Чекалин, утром и вечером, через мост в районе Перемышля. Об этом свидетельствует объявление висящее на доске у администрации города.
Конечная автобуса из Суворова. Затопленный мост через Оку. Затопленный мост через Оку. Половодье. Половодье. Лодочная переправа.
Половодье. Вид со стороны Чекалина Расписание автобуса.
     3. Еще в 2005 году, готовя данный сайт к публикации, и изучая материал о Тула-Лихвинской узкоколейке, на сайте Э. Грачева я увидел интересную фотографию ветки насыпи отходящую от основного пути (тогда еще были рельсы). К сожалению, тогда, при походе по узкоколейке обнаружить это ответвление не удалось, летом насыпь сильно зарастает высокой травой. Поэтому, проведя тщательный анализ фотографии и опираясь на запись автора о том что ветка находится на пути от Тула-Лихвинской до Труфаново (а это 25 км.), я определил примерное местоположение. Это участок от автомобильного моста а.д. Тула-Калуга до ст. Рвы.
     И вот 5 апреля, в теплый и солнечный весенний денек, я отправился на поиски. И каково было мое удивление, когда пройдя всего около километра от моста я её обнаружил.
     Ответвление насыпи находится около деревни Верхнее Елькино, примерно за 50-80 метрах от разрушенного моста узкоколейки. Ответвление расположено справа от основной насыпи. Отходя на одном уровне оно постепенно понижается, а возможно просто основную насыпь в свое время поднимали. Пройдя примерно 60 метров вдоль полотна дороги, ветка, слегка изгибаясь вправо, заходит в густые кусты и деревья. После чего выходит с другой стороны их, где следы насыпи и теряются, сливаясь с остальным грунтом. Всего длина ветки составляет около 100 метров. Сама она не заросла, по ней проходит грунтовая дорожка. Следов шпал на ветке не прослеживается, что говорит о том что их нет уже очень давно.
     Сказать что-то более определенное о данном ответвлении трудно. Когда оно построено и для каких целей использовалось неизвестно. По словам местных жителей эта ветка, в таком состоянии, была всегда. По крайней мере, как рассказали, в конце 30-х годов 20-го века она уже была и рельсов на ней уже не имелось.
     Мне почему-то кажется что ветка была построена в начале 20-х годов 20-го века для нужд по заготовке топлива. Тогда был топливный кризис и по всей трассе узкоколейки строились подобные ответвления чтоб удобнее было заготовлять дрова загнав на данную ветку платформу или грузовой вагон. Общества наподобии "Москватоп" с 1919 по 1924 год были расспространенным явлением и занимались заготовкой топлива для нужд промышленности и населения Советской республики. Например такие ответвления были на 17 км. трассы, на 78 км., на 105 версте. Однако документально подтверждается только ветка на 105 версте.
     Кстати мостик, находящийся прямо за развилкой, во время великой отечественной войны взорвали. точно неизвестно кто, скорее всего советские войска при отступлении. Но как-только началось наступление 50-й советской армии под Тулой, его немедленно восстановили.
Ответвтвление насыпи в районе д. Верхнее Елькино. Ответвтвление насыпи в районе д. Верхнее Елькино. Ответвтвление насыпи в районе д. Верхнее Елькино. Ответвтвление насыпи в районе д. Верхнее Елькино.
     4. Середина июня 2008 года. Проезжая по дороге на Суворов решил заглянуть к мосту через ручей у прудов Врскресенского рыбхоза.
     То что я там увидел и следовало ожидать. Моста больше не существует. Остались только бетонные основания. По видимому мост был полностью демонтирован и разрезан зимой, когда к нему легко добраться по льду. Хотя пример моста через Упу показывает что если нужно, то вода и непроходимые заросли не помеха.
     Очень жаль.
Бетонные основания разрушенного моста. Бетонные основания разрушенного моста. Бетонные основания разрушенного моста.

Используются технологии uCoz