О Тула-Лихвинской железной дороге в 2008 году

     1. 3 И 27 марта 2008 года посетил станцию Лихвин и город Чекалин с целью заснять реку Оку в наиболее полноводный период года.
     Подъехать на машине к станции не удалось, так как в поле стояла вода, пришлось идти пешком. Скорее всего в этом и кроется разгадка того что станция так далеко расположена от города. Просто полая вода не позволяла строить её ближе, угрожая размыть насыпи и разрушить постройки, вот и построили на более высоком месте. Вода огромным ковром покрывает пространство окружающее бывшую станцию.
     С прошлого года на самой территории станции мало что изменилось, только разрушения производимые неизвестными "копателями" еще заметнее. Вырыта большая яма посредине площади станции, при этом, в отвале, хорошо видна сажа высыпанная из паровозов и, некогда, устилавшая землю станции. Разрыты остатки фундаментов пакгаузов и виден битый кирпич этих построек и металлические части их. Так же я увидел чугунные чушки, которые некогда доставляли на чугуно-литейные заводы Лихвинского уезда.

     2. Далее мой путь пролегал к городу Чекалину (Лихвину).
     Дорога обрывается недалеко от Оки на маленькой площадке до которой доходят автобусы их Суворова. Дальше прямо бурные воды Оки, в остальные стороны непролазная грязь полей.
     Вода в 2008 году поднялась в реке неожиданно, так как в Орле аварийно открыли шлюзы на тамошней ГРЭС и поэтому с автомобильного моста не успели даже снять ограждения, что делается каждый год чтоб уменьшить сопротивление создаваемое мостом. Вода стремительно перекатывается через эти препятствия и устремляется дальше. Надо сказать что в этом году, даже несмотря на сброс воды, паводок не так велик как в прошлом, по крайней мере уровень воды не достиг пределов прошлого года. Видимо благодаря этому МЧС Тульской области не стало устраивать постоянной переправы в виде плавающего бронетранспортера и баржи, которую он буксирует, а ограничилось обычной моторной лодкой типа "Крым".
     Чтоб попасть в город Чекалин надо пройти метров 100-150 по полю, через неописуемую грязь, к строительному вагончику где обитают спасатели перевозящие через реку людей. Маленькая лодочка берет на борт по 4-5 человек. Их одевают в спасательные пробковые жилеты и через минуту плаванья лодка, с разлету врезается в противоположный берег. Спасатели уверяют что паводок через неделю закончится.
     Надо заметить что окрестные жители по своему используют столь недолгие моменты половодья. Одни приезжают к реке чтоб сфотографироваться возле бурунов, другие просто моют машины, использую удобный подъезд перекрытой дороги.
     Во время половодья город Чекалин не полностью отрезается от остальной области, кроме лодочной переправы существует и автобусный маршрут, который два раза в сутки прибывает из Суворова в Чекалин, утром и вечером, через мост в районе Перемышля. Об этом свидетельствует объявление висящее на доске у администрации города.

     3. Еще в 2005 году, готовя данный сайт к публикации, и изучая материал о Тула-Лихвинской узкоколейке, на сайте Э. Грачева я увидел интересную фотографию ветки насыпи отходящую от основного пути (тогда еще были рельсы). К сожалению, тогда, при походе по узкоколейке обнаружить это ответвление не удалось, летом насыпь сильно зарастает высокой травой. Поэтому, проведя тщательный анализ фотографии и опираясь на запись автора о том что ветка находится на пути от Тула-Лихвинской до Труфаново (а это 25 км.), я определил примерное местоположение. Это участок от автомобильного моста а.д. Тула-Калуга до ст. Рвы.
     И вот 5 апреля, в теплый и солнечный весенний денек, я отправился на поиски. И каково было мое удивление, когда пройдя всего около километра от моста я её обнаружил.
     Ответвление насыпи находится около деревни Верхнее Елькино, примерно за 50-80 метрах от разрушенного моста узкоколейки. Ответвление расположено справа от основной насыпи. Отходя на одном уровне оно постепенно понижается, а возможно просто основную насыпь в свое время поднимали. Пройдя примерно 60 метров вдоль полотна дороги, ветка, слегка изгибаясь вправо, заходит в густые кусты и деревья. После чего выходит с другой стороны их, где следы насыпи и теряются, сливаясь с остальным грунтом. Всего длина ветки составляет около 100 метров. Сама она не заросла, по ней проходит грунтовая дорожка. Следов шпал на ветке не прослеживается, что говорит о том что их нет уже очень давно.
     Построена ветка, скорее всего, при строительстве самой линии и использовалась для вывоза песка из местного песчаного карьера. Песок использовался для балласта на насыпи путей слоем толщиной 20-30 см. Использовалась-ли ветка позднее неизвестно. По словам местных жителей эта ветка, в таком состоянии, была всегда. По крайней мере, как рассказали, в конце 30-х годов 20-го века она уже была и рельсов на ней уже не имелось.
     Возможно так же в начале 20-х годов 20-го века тупичек использовали для нужд по заготовке топлива. Тогда был топливный кризис и по всей трассе узкоколейки строились подобные ответвления чтоб удобнее было заготовлять дрова загнав на данную ветку платформу или грузовой вагон. Общества на подобии "Главтоп" с 1919 по 1924 год были распространенным явлением и занимались заготовкой топлива для нужд промышленности и населения Тулы. Например такие ответвления были на 17 км. трассы, на 33 версте, на 78 км., на 85 версте, на 105 версте. Однако документально подтверждается только ветки на 33, 85 и 105 версте.
     Кстати мостик, находящийся прямо за развилкой, во время Великой Отечественной войны взорвали. точно неизвестно кто, скорее всего советские войска при отступлении. Но как-только началось наступление 50-й советской армии под Тулой, его немедленно восстановили.

     4. Середина июня 2008 года. Проезжая по дороге на Суворов решил заглянуть к мосту через ручей у прудов Врскресенского рыбхоза.
     То что я там увидел и следовало ожидать. Моста больше не существует. Остались только бетонные основания. По видимому мост был полностью демонтирован и разрезан зимой, когда к нему легко добраться по льду. Хотя пример моста через Упу показывает что если нужно, то вода и непроходимые заросли не помеха.
     Очень жаль.