Путешествие из Тулы в Лихвин.
Часть II. Труфаново - Дубна.


     И вот я на старой насыпи за тупиком, который уже более 35 лет ограничивал путь, за него в течении 35 лет не проследовал ни один пассажирский поезд. Последний поезд здесь прошел в 1982 году, когда снимали последние рельсы с перегона Дубна - Труфаново. Да и то это был не пассажирский поезд, а специальный, он двигался из Дубны на Труфаново и имел в своем составе несколько платформ в которые складывали рельсы с разбираемого участка пути, при этом шпалы оставались на насыпи. Из них до сих пор торчат костыли которыми крепились рельсы. Насыпь сохранилась в хорошем состоянии, почти таком же как и до Труфаново. По ней проходит пешеходная дорожка, хорошо натоптанная, поэтому идти довольно легко.
     Метров через двести от станции повстречался разрушенный мост через который, между опорами, перекинута длинная шпала, по этой шпале я и перебрался через овражек. Под мостом валяется множество шпал, а на опорах лежат еще шпалы на которых опирался тавровый пролет моста.
     Примерно через километр я встретил переезд. Дорога сильно разбита и от насыпи не осталось и следа. За дорогой, среди берез, снова виден путь.
     Через 500 метров от дороги, еще один разрушенный мост. Этот разбит основательно, хотя опоры еще целы, но сам он зарос деревьями и завален обломками шпал. Через него дороги нет и поэтому пришлось его обойти. За мостом дорога причудливо петляет; то направо повернет, то налево, даже немного идет в направлении на северо-запад, хотя раньше все время придерживалась направления на юго-запад.
     Примерно через три километра, справа возле насыпи, я нашел на земле странный знак (столб вместе со знаком упал на землю). Он почти овальной формы, только снизу срезан. Краска на нем облупилась и не видно какого цвета он был, посередине выпуклый контур, то-ли буква О, то-ли буква С, выкрашенная в черный цвет. Что означает этот знак и для чего он здесь стоит я не знаю. Дорога проходит по темному заросшему мелкими деревьями лесу. По краям насыпи появилась вода и вообще местность здесь сильно заболочена. Кстати, я обратил внимание, что насыпь здесь высокая и довольно узкая.
     Пройдя еще с километр, я встретил еще один разрушенный мост. Он так сильно зарос травой, что почти не виден с насыпи и лишь сбоку открываются мощные каменные опоры.
      За мостом тропинка, что ведет по насыпи, свернула куда-то вправо и приходится пробираться сквозь деревья и кусты.
     Через двести метров за мостом, я снова встрети еще один такой же знак. Этот сохранился в гораздо лучшем состоянии, чем первый. На двухметровом столбе прикреплен знак овальной формы усеченый в нижней его части. На белом фоне выпуклая буква "С" покрашенная в черный цвет, снизу знак выкрашен зеленой краской. Позже я выяснил что это знак "С" означает место подачи свистка. И точно, дорога на этом отрезке (между знаками) извилиста, насыпь узка и местность заболочена, к тому же отрезок всего 1 километр, так что сигнал должен быть слышен. Вся дорога заросла деревьями и кустарником.
     Вскоре появился еще один мост. Справа на него вышла грунтовая дорога. У меня создалось такое впечатление, что он был разобра недавно. Опоры бетонные и наезженные с обоих сторон. Никаких следов шпал не видно. Вдалеке слева слышны звуки машин, скорей всего уже недалеко деревня Кураково.
     Где-то на растоянии 5 километров от станции Труфаново под высокой насыпью проходит труба для пропуска вешних вод. Это бетонная труба выложенная белым камнем и находится почти в идеальном состоянии. Интересно что после Труфаново мне встречались только мосты, а трубы были только до Труфаново. станция Кураково
     На растоянии 31 км. от Тулы расположена станция Кураково. Еще издали видна кирпичная водонапорная башня, а слева от линии расположены трехэтажные дома и другие постройки. По насыпи проходит линия ЛЭП и один столб находится прямо на насыпи так что она проходит между его опор. Напротив есть автобусная остановка.
     А вот и здание станции Кураково. Это полуразвалившееся одноэтажное здание, в нем сейчас проживают люди. Перед зданием станции находится перрон выложенный бетонными плитами, хотя и сильно заросшими травой. Больше никаких построек не сохранилось, сколько путей было на станции не известно. Слева вдали видна база МЧС, синяя вышка и ангары.
     Прямо за станцией, справа, расположен огромный карьер и вдоль него, по насыпи, проходит грунтовая дорога, полностью её разрушив. Линию отыскал с помощью карты. Она появилась метров через сто, слева от дороги.
     В километре от станции Кураково находится разрушенный мост. Он сильно завален землей и видны лишь края каменных опор. Дальше насыпь переходит в выемку сильно заросшую очень колючими кустами. Странно местность довольно открытая, а кусты растут именно на насыпи.
     Линия пересекает автодорогу из совхоза Доброе Семя на село Никольское в районе деревни Баздрево. За сто метров перед дорогой расположен еще один разрушенный мост. Метров за десять от дороги и с той и с другой стороны насыпь полностью разрушена. За дорогой, по насыпи, проходит хорошо наезженная машинами грунтовая дорога и проходит по склону высокого оврага ввиду деревни Баздрево, так что из этой деревни поезд был хорошо виден. Когда дорога свернула с линии пройти по насыпи стало практически невозможно, приходится проламываться сквозь высокий кустарник, который напоминает шиповник.
     В районе прудов Воскресеннского рыбхоза в лесу есть разрушенный мост сильно заросший деревьями. На насыпи видны шпалы. Когда линия приблизилась к пруду, то она стала сужаться и, вскоре, полностью была поглащена оврагом в котором протекает ручеек. Примерно метров 150 нет никаких следов от насыпи, так что я с трудом обнаружил её снова. Я просто шел прежним маршрутом и неожиданно она появилась громаднейшей горой. И буквально в 150 метрах по линии УЖД появляется мост через протоку между прудами Воскрксенского рыбхоза. Под мостом довольно быстрая, но мелкая протока, а так же широкий берег залепленный илом и грязью. Над прудами кружат журавли (или цапли). Мост представляет собой две каменные опоры и пролет из таврового железа скрепленный железными полосами и уголками. Длина моста около десяти метров. Ширина тавров примерно 20 см. Другой дороги нет. С ужасом в глазах и великой осторожностью я по мосту пересек эту протоку. Прямо за мостом, в каких-то сорока метрах стоит километровый указатель 36 км. от Тулы, что на другой стороне не видно. Дальше насыпь опять размыло, кругом одни ручьи и кустарник. примерно двести метров нет никаких признаков дороги и только потом, после упорных поисков, она появилась.
     Примерно через полкилометра от моста через протоку снова разрушенный мост. Вернее даже не разрушенный, а просто с него были сняты рельсы и шпалы и под действием погоды он потихоньку разрушается и заростает травой.
     Недалеко от автодороги Тула - Суворов насыпь снова разрушена. Здесь расположены силосные ямы, одна из них заполнена, а две другие свободны. Удивительно, ведь именно на этом месте когда-то размещалась станция Бредихино, примерно 38 километр пути. Неужели нельзя было как-то по другому использовать её площадь, как только разместить силостные ямы. Когда то здесь размещался деревянный вокзал. Говорят, что станция использовалась только для пассажирских перевозок. От силостных ям до автодороги Тула - Суворов проложена грунтовая дорога.
     Линия УЖД пересекла автодорогу и исчезла в посадках. Возле пересечения расположен столб с табличкой "Государственный заказник. Охота запрешена". Метров через двести насыпь сильно заросла и стала труднопроходимой, к тому же вокруг опять появились ручьи и растет осока. Через сто метров прорывания через кусты, я наткнулся на низенький, сильно разрушенный мостик. Из-за того что здесь стоит вода мост почти полностью развалился. Через несколько десятков метров насыпь стала шире, воды больше нет и пройти стало значительно легче. Еще один разрушенный и заросший мостик через 50 метров от первого. Видны обломки шпал и чугунные части крепления рельсов к мосту. Вскоре насыпь становится очень высокой (около 10 метров) и неожиданно открывается мост через реку Упа, который оказался метра на полтора выше насыпи.
     Мост через реку Упа находится примерно в двух километрах от автодороги и представляет собой три железных арочных пролета висящих на двух каменных опорах в берегах и двух каменных столбах по середине. Высота моста около 12 метров, длина около 90 - 100 метров. На опорах в берегах распопожены балкончики с перилами и шарниры на которые опирается мост. Наверно это для того чтоб мост мог прогибаться под тяжестью поезда или компенсировать движение почвы. На центральных опорах расположенны только шарниры. Эти опоры имеют заостренную форму сверху по течению для того чтоб выступать в качестве ледорубов в ледоход. Сверху на пролете моста наклепаны уголки к которым крепились шпалы. Вообще все мосты не сварные, а клепаные. Ширина каждого тавра около 40 см. Обходить мост, значит возвращатся на два километра назад на автодорогу. Вдохнув побольше воздуха, я направился по мосту, на двенадцати метровой высоте осторожно переступая через уголки крепления шпал. Мост проходит не только над водой, но и над всей большой поймой, поэтому в начале пришлось уклоняться от деревьев преграждающих дорогу. Проходя над одной из средних опор я спрыгнул на её площадку, чтоб сфотографировать. Весь мост сильно разрисован и расписан краской.
     За мостом через Упу вдоль насыпи стали попадаться множество цветущих яблонь (ведь была середина мая), кругом расстилаются поля.
     Полощадь станции Веригино раскинулась в 42 км. от Тулы. Хорошо просматриваются остатки трех путей, причем один из них уходит в второну села Воскресенское. В начале площадки станции находится обрезок трубы торчащий из земли, это все что осталось от водокачки для заправки паровозов водой. Далее, слева, видны развалины здания весовой. Это одноэтажное полуразвалившееся здание возле которого есть бетонная яма. В ней и в остатках здания виден механизм весов. По видимому механизм при разборке дороги демонтирован не был и в последствии был разворован. К яме подходит насыпь от села Воскресенское. На станцию привозили зерно, вагон взвешивали на весовой и отправляли на спиртзавод в Воскресенское, оттуда готовый спирт в бочках грузовыми вагонами отправляли на ликероводочный завод в Тулу. Здание вокзала не сохранилось, место его расположения указывает лишь высокая ракита, под которой, в кустах, видна груда битого кирпича, все что осталось от вокзала. Справа от насыпи есть жилой дом. Раньше домов было больше, но когда закрыли станцию люди пересилились в деревню Веригино (примерно в 500 метрах от станции) и дома были разобраны.
    Схема станции Веригино
     Со станции Веригино по насыпи идет накатанная грунтовая дорога, это рыбаки с Воскресенского приезжают на Упу. Здесь линия проходит недалеко от реки и путь УЖД оказался как раз кстати для проезда на машине, выровненная прямая дорога.
     Метров через двести от станции находится мост через ручей, приток Упы. Он сохранился полностью, даже бетонные плиты уложены прямо на шпалы чтоб проехала машина. По краям моста есть перила.
     Еще через двести метров опять мост, но этот маленький, хотя тоже сохранился хорошо. Он полностью исправен, только нет рельсов, и на нем наложен деревянный настил. Кстати дорога, что шла по насыпи, незадолго перед этим свернула в деревню. А дальше опять мостик и тоже с настилом. видно дорогой часто пользуются если поддерживают мосты в исправном состоянии, даже охотники на металолом не покушаются на даровое железо.
     Недалеко от деревни Опочня большой мост. Но ему не повезло как предыдущим, настил хотя и существует, но провалился и бесформенной грудой лежит в овраге под мостом.
     Дальше за мостом, слева от дороги, распологается скотный двор, и что удивительно, ограда двора перегораживает линию. Сделано это потому что через скотный двор проходит глубокий овраг и чтоб коровы могли пройти из одной части в другую их гонят по линии УЖД насыпь которой в исправности пересекает овраг. За скотным двором вдоль линии проходит грунтовая дорога, она заросла кустарником, заболочена и очень грязная, и поэтому труднопроходима. Справа размещается овощехранилище и коровники. Потом появилась асфальтированая автодорога которая пересекла насыпь налево и привела к красивому трехэтажному зданию со спутниковой тарелкой на стене. Это оказалась школа. А дальше расположились маленькие домики, обычно такие встречаются на турбазах. За деревней Опочня еще один разрушенный мост под которым протекает небольшой ручеек. В 50 метрах за ним насыпь разрезается грунтовой дорогой. Все это время вдоль линии цветет множество фруктовых деревьев.
     В районе деревни Михино над трассой УЖД проходит железобетонный мост автодороги. Линия вокруг него сильно заросла и замусорена ( с моста что ли кидали). Вслед за ним, в 70 метрах распположен разрушенный мост через ручей, а за ним на насыпь со стороны Упы снова выходит грунтовая дорога по которой ездят рыбаки на машинах и мопедах.
     За деревней Михино линия УЖД резко поворачивает на юго-запад, примерно 48,5 км. от Тулы, и перед поворотом есть очень широкий исправный мост на котором наложены бетонные плиты. Через двести метров, уже за поворотом, ещё один мост. Он так же исправен, есть настил из бетонных плит и поручни. Под ним протекает бурный и чистый ручей в котором видны шпалы и чугунные части крепления рельсов. Вслед за ним, недалеко, опять мост, но он сильно разрушен и захламлен обломками шпал. Такое обилие мостов объясняется близостью реки Упы и множеством ручейков, её притоков.
     Дальше, в лесочке я увидел шпалу, давно они перестали попадаться, то ли заросли, то ли убраны с линии. Где-то справа услышал шум и гудок тепловоза, что-то гремит и слышен шум поезда. И опять попался разрушенный мост под которым протекает тихий но очень грязный ручеек. На мосту сохранился тавровый пролет и несколько шпал. Впереди показался большой железобетонный мост по которону прошел состав. Это на щебеночный завод из карьера возят камень. Насыпь проходит под этим мостом буквально в ста метрах от завода, даже видно его двухэтажное здание. Судя по карте станция Дубна уже недалеко. За мостом вся местность оказалась засыпана песком и какой то пылью, эта пыль летит с щебзавода и осаждается по округе. Стоит невообразимый шум исходящий от завода. Из-за пыли и грязи чуть не пропустил маленький разрушеный и заросший мостик. Слева видна еще одна насыпь идущая паралельно от завода. рельсов на ней так же нет и местность сильно пострадала от паводковых вод. Через несколько десятков метров эти насыпи сходятся. судя по всему от линии УЖД имелось ответвление на щебеночный завод.
     Вскоре я вышел к небольшому поселку, судя по карте Пригородный. Напротив домов, справа от насыпи оказался колодец с очень холодной водой. А дальше путь преграждается железными воротами, с серпом и молотом, за которыми видно какое-то бетонное сооружение, типа маленького мостика. Перед воротами справа расположен маленький одноэтажный беленький домик. Это оказалась нефтебаза, за воротами видны емкости, и к ним подходил путь узкоколейки. Значит по ней доставлялось топливо для окрестных предприятий. Путь УЖД проходил несколько левее ворот, в обход нефтебазы.
     Станция Дубна оказалась совсем недалеко, но от её площади ничего не осталось. На месте вокзала выросли большие тополя под которыми лишь груда битого кирпича, а дороги проходящие вокруг них полностью уничтожили остатки путей. На месте служебных помещений станции сейчас находятся дома во дворах которых видны штабели шпал и даже служебный деревянный туалет сохранился и используется до сих пор, на нем таблички "М" и "Ж". На станцию доставляли древесину, на деревообрабатывающий завод, и железо на чугунолитейный завод. Одна женщина вспомнила что в 1969 году для работников станции сделали ремонт крышь домов, а в 1970 году линию до Дубны закрыли. Если посмотреть на фотографию, то левая дорога это бывшые пути узкоколейки, под тополями размещался вокзал и водокачка, а правее правой дороги, где сейчас дома, были служебные помещения (контора и тп.). За домами находились механические мастерские дороги и разворотный круг .Растояние от Тулы 54 км. Далее автомобильная дорога проходит по бывшей насыпи, а затем рядом с ней, и в пятистах метрах за станцией находится исправный мост через речку Дубна. За мостом я увидел что насыпи расходятся, одна поворачивает на право, а другая проходит прямо. Правая насыпь - это ответвление к Дубенскому чугунолитейному заводу, линия проходит через склады РАЙПО (сейчас там широкая колея) и уходит дальше.