Путешествие из Тулы в Чекалин (Лихвин) в 2005 году. Идем далее.

Путешествие из Тулы в Лихвин.
Часть II. Труфаново - Дубна.


     И вот я на старой насыпи за тупиком, который уже более 23-х лет ограничивал путь, за него в этот период не проследовал ни один пассажирский поезд. Последний поезд здесь прошел в 1982 году, когда снимали последние рельсы с перегона Дубна - Труфаново. Да и то это был не пассажирский поезд, а специальный, он двигался из Дубны на Труфаново и имел в своем составе несколько платформ в которые складывали рельсы с разбираемого участка пути, при этом шпалы оставались на насыпи. Из них до сих пор торчат костыли которыми крепились рельсы.
     Вернее был один случай: Во второй половине 80-х годов поезд, придя на станцию Труфаново, не остановился, а как шел, так и пошел напрямую, сбил тупик и тепловоз сошел с рельс. Говорят что до этого бригада отмечала какой-то праздник и машинист попросту задремал. Куда смотрел помощник неизвестно. Жертв не было. Из Тулы вызвали восстановительный поезд с путейцами. Вагоны отцепили, перевели на второй путь, тепловоз зацепили и поставили на рельсы. Случай этот замяли и серьезных последствий не последовало.
     Насыпь сохранилась в хорошем состоянии, почти таком же как и до Труфаново. По ней проходит пешеходная дорожка, хорошо натоптанная, поэтому идти довольно легко.
     Метров через двести от станции повстречался разрушенный мост через который, между опорами, перекинута длинная шпала, по этой шпале я и перебрался через овражек. Под мостом валяется множество шпал, а на опорах лежат еще шпалы на которых опирался тавровый пролет моста.
     Примерно через километр я встретил переезд. Дорога сильно разбита и от насыпи не осталось и следа. За дорогой, среди берез, снова виден путь.
     Через 500 метров от дороги, еще один разрушенный мост. Этот разбит основательно, хотя опоры еще целы, но сам он зарос деревьями и завален обломками шпал. Через него дороги нет и поэтому пришлось его обойти. За мостом дорога причудливо петляет; то направо повернет, то налево, даже немного идет в направлении на северо-запад, хотя раньше все время придерживалась направления на юго-запад.
     Примерно через три километра, справа возле насыпи, я нашел на земле странный знак (столб вместе со знаком упал на землю). Он почти овальной формы, только снизу срезан. Краска на нем облупилась и не видно какого цвета он был, посередине выпуклый контур, то-ли буква О, то-ли буква С, выкрашенная в черный цвет. Что означает этот знак и для чего он здесь стоит я не знаю. Дорога проходит по темному заросшему мелкими деревьями лесу. По краям насыпи появилась вода и вообще местность здесь сильно заболочена. Кстати, я обратил внимание, что насыпь здесь высокая и довольно узкая.
     Пройдя еще с километр, я встретил еще один разрушенный мост. Он так сильно зарос травой, что почти не виден с насыпи и лишь сбоку открываются мощные каменные опоры.
      За мостом тропинка, что ведет по насыпи, свернула куда-то вправо и приходится пробираться сквозь деревья и кусты.
     Через двести метров за мостом, я снова встретил еще один такой же знак. Этот сохранился в гораздо лучшем состоянии, чем первый. На двухметровом столбе прикреплен знак овальной формы усеченный в нижней его части. На белом фоне выпуклая буква "С" покрашенная в черный цвет, снизу знак выкрашен зеленой краской. Позже я выяснил что это знак "С" означает место подачи сигнала. И точно, дорога на этом отрезке (между знаками) извилиста, насыпь узка и местность заболочена, к тому же отрезок всего 1 километр, так что сигнал должен быть слышен. Вся дорога заросла деревьями и кустарником.
     Вообще этот участок пути был сложным. Густой лес, затяжная кривая. С этим участком связано несколько происшествий.
     1. На Троицу, в 1963 году со станции Кураково шел грузовой поезд под управлением Бочарова П.И., с одиннадцатью платформами груженными щебнем, солнце сильно било в глаза. В этой кривой, неожиданно машинист увидел на пути околыш кепки (раньше такие школьники носили) и телогрейку, было применено экстренное торможение, но не успели. Когда остановились оказалось под передней тележкой тело ребенка, ему отрезало ногу и он был мертв. Машинист предложил сдать чуть назад, а помощник вытянет его, но тот сел, побелел и отказался, главный кондуктор вытягивал тело . Тело погрузили на платформу и поезд отправился на Труфаново. Там связались с диспетчером в Туле, так-как по инструкции бригаду должны были отстранить от управления и заменить другой, но тот приказал подождать пассажирский из Дубны и следовать (перед ним не меняя бригады) в Тулу. На Тула-Лихвинской их встретили врачи и милиция, допросили бригаду и отстранили от управления. Тепловоз сразу в депо на канаву и обследовать. Вскоре выяснилось что ребенка подложили на пути уже мертвого (на тепловозе и месте происшествия крови не обнаружили). Его убил отчим и подложил в кривую на путь. Бригаду оправдали.
     2. Примерно там же происходили учения мотострелковых войск. Ночью на переезде заглохла танкетка (по другим сведениям военный экскаватор) и на неё налетел тепловоз ТУ2-240, ведший грузовой состав. Машинист успел убежать в машинное отделение, а помощник спрыгнул с тепловоза. Кабина была помята и некоторое время, пока шел ремонт, тепловоз не эксплуатировался.
     После этих случаев вышло указание снизить скорость в данной кривой и установить знаки обязывающие подавать сигнал при приближении к ней.
     Вскоре появился еще один мост. Справа на него вышла грунтовая дорога. У меня создалось такое впечатление, что он был разобран недавно. Опоры бетонные и наезженные с обоих сторон. Никаких следов шпал не видно. Вдалеке, слева, слышны звуки машин, скорей всего уже недалеко деревня Кураково.
     Где-то на расстоянии 4 километров от станции Труфаново под высокой насыпью проходит труба для пропуска вешних вод. Это бетонная труба выложенная белым камнем и находится почти в идеальном состоянии. Интересно что после Труфаново мне встречались только мосты, а трубы были только до Труфаново.
     На расстоянии 32 км. по Тула-Лихвинской линии, расположена станция Кураково. Еще издали видна кирпичная водонапорная башня, а слева от линии расположены трехэтажные дома и другие постройки. По насыпи проходит линия ЛЭП и один столб находится прямо на насыпи так что она проходит между его опор. Напротив есть автобусная остановка.
     А вот и здание станции Кураково. Это полуразвалившееся одноэтажное здание, в нем сейчас проживают люди. Перед зданием станции находится перрон выложенный бетонными плитами, хотя и сильно заросшими травой. Больше никаких построек не сохранилось, сколько путей было на станции не просматривается, но известно что их было четыре: главный и два обгонных, так же четвертый путь спускался в каменный карьер, располагавшийся прямо за вокзалом станции. В нем находилась дробилка, дробящая камни в щебень, который загружали в платформы и отвозили на ст. Тула-Лихвинскую. Слева вдали видна база МЧС, синяя вышка и ангары.
     Прямо за станцией, по насыпи, проходит грунтовая дорога, полностью её разрушив. Линию отыскал с помощью карты. Она появилась метров через сто, слева от дороги.
     В километре от станции Кураково находится разрушенный мост. Он сильно завален землей и видны лишь края каменных опор. Дальше насыпь переходит в выемку сильно заросшую очень колючими кустами. Странно местность довольно открытая, а кусты растут именно на насыпи.
     Линия пересекает автодорогу из совхоза Доброе Семя на село Никольское в районе деревни Баздрево. За сто метров перед дорогой расположен еще один разрушенный мост. Метров за десять от дороги и с той и с другой стороны насыпь полностью разрушена. За дорогой, по насыпи, проходит хорошо наезженная машинами грунтовая дорога по склону высокого оврага ввиду деревни Баздрево, так что из этой деревни поезд был хорошо виден. Когда дорога свернула с линии пройти по насыпи стало практически невозможно, приходится проламываться сквозь высокий кустарник, который напоминает шиповник.
     Недалеко от прудов Воскресенского рыбхоза, в лесу есть разрушенный мост сильно заросший деревьями. На насыпи видны шпалы. Когда линия приблизилась к пруду, то она стала сужаться и, вскоре, полностью была поглащена оврагом в котором протекает ручеек. Примерно метров 150 нет никаких следов от насыпи, так что я с трудом обнаружил её снова. Я просто шел прежним маршрутом и неожиданно она появилась громаднейшей горой. И буквально в 150 метрах по линии УЖД появляется мост через протоку между прудами Воскресенского рыбхоза, через речку Глутня. Под мостом довольно быстрая, но мелкая протока, а так же широкий берег залепленный илом и грязью. Над прудами кружат журавли (или цапли). Мост представляет собой две каменные опоры и пролет из таврового железа скрепленный железными полосами и уголками. Длина моста около десяти метров. Ширина тавров примерно 20 см. Другой дороги нет. С ужасом в глазах и великой осторожностью я по мосту пересек эту протоку. Прямо за мостом, в каких-то сорока метрах стоит километровый указатель 36 км. (ну как стоит? он очень сильно накренен, так что скорее всего присутствует) от Тулы, что на другой стороне не видно. Дальше насыпь опять размыло, кругом одни ручьи и кустарник. Примерно двести метров нет никаких признаков дороги и только потом, после упорных поисков, она появилась.
     Примерно через полкилометра от моста через Глутню снова разрушенный мост. Вернее даже не разрушенный, а просто с него были сняты рельсы и шпалы и под действием погоды он потихоньку разрушается и зарастает травой.
     Недалеко от автодороги Тула - Белев насыпь снова разрушена. Здесь расположены силосные ямы, одна из них заполнена, а две другие свободны. Удивительно, ведь именно на этом месте когда-то размещалась станция Бредихино, примерно 39 километр пути. Остатки вокзала обнаружились за этими ямами, они сильно заросли травой и кустарником, а также завалены мусором. Неужели нельзя было как-то по другому использовать площадь станции, как только разместить силосные ямы? Вокзал был одноэтажным, деревянным на каменном фундаменте. Говорят, что станция использовалась только для пассажирских перевозок. От силосных ям до автодороги Тула - Белев проложена грунтовая дорога.
     Линия УЖД пересекла автодорогу и исчезла в посадках. Возле пересечения расположен столб с табличкой "Государственный заказник. Охота запрещена". Метров через двести насыпь сильно заросла и стала труднопроходимой, к тому же вокруг опять появились ручьи и растет осока. Через сто метров прорывания через кусты, я наткнулся на низенький, сильно разрушенный мостик. Из-за того что здесь стоит вода мост почти полностью развалился. Через несколько десятков метров насыпь стала шире, воды больше нет и пройти стало значительно легче. Еще один разрушенный и заросший мостик через 50 метров от первого. Видны обломки шпал и чугунные части крепления рельсов к мосту. Вскоре насыпь становится очень высокой (около 10 метров) и неожиданно открывается мост через реку Упа, который оказался метра на полтора выше насыпи.
     Мост через реку Упа находится примерно в двух километрах от автодороги и представляет собой три железных арочных пролета висящих на двух каменных опорах в берегах и двух каменных столбах по середине. Высота моста около 12 метров, длина около 100 метров (на самом деле 128 метров или 60 саженей). На опорах в берегах расположены балкончики с перилами и шарниры на которые опирается мост. Наверно это для того чтоб мост мог прогибаться под тяжестью поезда или компенсировать движение почвы. На центральных опорах расположены только шарниры. Эти опоры имеют заостренную форму сверху по течению для того чтоб выступать в качестве ледорубов в ледоход. Сверху на пролете моста наклепаны уголки к которым крепились шпалы. Вообще все мосты не сварные, а клепаные. Ширина каждого тавра около 40 см. Обходить мост, значит возвращаться на два километра назад на автодорогу. Вдохнув побольше воздуха, я направился по мосту, на двенадцати метровой высоте осторожно переступая через уголки крепления шпал. Мост проходит не только над водой, но и над всей большой поймой, поэтому в начале пришлось уклоняться от деревьев преграждающих дорогу. Проходя над одной из средних опор я спрыгнул на её площадку, чтоб сфотографировать. Весь мост сильно разрисован и расписан краской.
     За мостом через Упу вдоль насыпи стали попадаться множество цветущих яблонь (ведь была середина мая), кругом расстилаются поля.
     Площадь станции Веригино раскинулась в 42,4-х км. по Тула-Лихвинской линии. Хорошо просматриваются остатки трех путей, причем один из них уходит в в сторону села Воскресенское. В начале площадки станции находится обрезок трубы торчащий из земли, это все что осталось от водокачки для заправки паровозов водой. Далее, слева, видны развалины здания весовой. Это одноэтажное полуразвалившееся здание возле которого есть бетонная яма. В ней и в остатках здания виден механизм весов. По видимому механизм при разборке дороги демонтирован не был и в последствии был разворован. К яме подходит насыпь от села Воскресенское. На станцию привозили зерно, вагон взвешивали на весовой и отправляли на спирт-завод в Воскресенское, оттуда готовый спирт в бочках грузовыми вагонами отправляли на ликероводочный завод в Тулу. Здание вокзала не сохранилось, место его расположения указывает лишь высокая ракита, под которой, в кустах, видна груда битого кирпича, все что осталось от вокзала. Справа от насыпи есть жилой дом. Раньше домов было больше, но когда закрыли станцию люди переселились в деревню Веригино (примерно в 500 метрах от станции) и дома были разобраны.
    Схема станции Веригино
     Со станции Веригино по насыпи идет накатанная грунтовая дорога, это рыбаки с Воскресенского приезжают на Упу. Здесь линия проходит недалеко от реки и путь УЖД оказался как раз кстати для проезда на машине, выровненная прямая дорога.
     Метров через двести от станции находится мост через ручей, приток Упы. Он сохранился полностью, даже бетонные плиты уложены прямо на шпалы чтоб проехала машина. По краям моста есть перила.
     Еще через двести метров опять мост, но этот маленький, хотя тоже сохранился хорошо. Он полностью исправен, только нет рельсов, и на нем наложен деревянный настил. Кстати дорога, что шла по насыпи, незадолго перед этим свернула в деревню. А дальше опять мостик и тоже с настилом. видно дорогой часто пользуются если поддерживают мосты в исправном состоянии, даже охотники на металлолом не покушаются на даровое железо.
     Недалеко от деревни Опочня большой мост. Но ему не повезло как предыдущим, настил хотя и существует, но провалился и бесформенной грудой лежит в овраге под мостом. Кстати в Опочне, на реке Упе, существовала большая водяная мельница.
     Дальше за мостом, слева от дороги, располагается скотный двор, и что удивительно, ограда двора перегораживает линию. Сделано это потому что через скотный двор проходит глубокий овраг и чтоб коровы могли пройти из одной части в другую их гонят по линии УЖД насыпь которой в исправности пересекает овраг. За скотным двором, вдоль линии, проходит грунтовая дорога, она заросла кустарником, заболочена и очень грязная, и поэтому трудно проходима. Справа размещается овощехранилище и коровники. Потом появилась асфальтированная автодорога которая пересекла насыпь налево и привела к красивому трехэтажному зданию со спутниковой тарелкой на стене. Это оказалась школа. А дальше расположились маленькие домики, обычно такие встречаются на турбазах. За деревней Опочня еще один разрушенный мост под которым протекает небольшой ручеек. В 50 метрах за ним насыпь разрезается грунтовой дорогой. Все это время вдоль линии цветет множество фруктовых деревьев.
     В районе деревни Михино над трассой УЖД проходит железобетонный мост автодороги. Линия вокруг него сильно заросла и замусорена ( с моста что ли кидали). Вслед за ним, в 70 метрах, расположен разрушенный мост через ручей, а за ним на насыпь со стороны Упы снова выходит грунтовая дорога по которой ездят рыбаки на машинах и мопедах.
     За деревней Михино линия УЖД резко поворачивает на юго-запад, примерно 49,5 км. от Тулы, и перед поворотом есть очень широкий исправный мост на котором наложены бетонные плиты. Через двести метров, уже за поворотом, ещё один мост. Он так же исправен, есть настил из бетонных плит и поручни. Под ним протекает бурный и чистый ручей в котором видны шпалы и чугунные части крепления рельсов. Вслед за ним, недалеко, опять мост, но он сильно разрушен и захламлен обломками шпал. Такое обилие мостов объясняется близостью реки Упы и множеством ручейков, её притоков.
     Дальше, в лесочке я увидел шпалу, давно они перестали попадаться, то ли заросли, то ли убраны с линии. Где-то справа услышал шум и гудок тепловоза, что-то гремит и слышен шум поезда. И опять попался разрушенный мост под которым протекает тихий но очень грязный ручеек. На мосту сохранился тавровый пролет и несколько шпал. Впереди показался большой железобетонный мост по которому прошел состав. Это на щебеночный завод из карьера возят камень. Насыпь проходит под этим мостом буквально в ста метрах от завода, даже видно его двухэтажное здание. Судя по карте станция Дубна уже недалеко. За мостом вся местность оказалась засыпана песком и какой то пылью, эта пыль летит с щеб-завода и осаждается по округе. Стоит невообразимый шум исходящий от завода. Из-за пыли и грязи чуть не пропустил маленький разрушенный и заросший мостик. Слева видна еще одна насыпь идущая параллельно от завода. рельсов на ней так же нет и местность сильно пострадала от паводковых вод. Через несколько десятков метров эти насыпи сходятся. судя по всему от линии УЖД имелось ответвление на щебеночный завод.
     Вскоре я вышел к небольшому поселку, судя по карте Пригородный. Напротив домов, справа от насыпи оказался колодец с очень холодной водой. А дальше путь преграждается железными воротами, с серпом и молотом, за которыми видно какое-то бетонное сооружение, типа маленького мостика. Перед воротами справа расположен маленький одноэтажный беленький домик. Это оказалась нефтебаза, за воротами видны емкости, и к ним подходил путь узкоколейки. Значит по ней доставлялось топливо для окрестных предприятий. Главный путь УЖД проходил несколько левее ворот, в обход нефтебазы.
     Станция Дубна оказалась совсем недалеко, но от её площади ничего не осталось. На месте вокзала выросли большие тополя под которыми лишь груда битого кирпича, а дороги проходящие вокруг них полностью уничтожили остатки путей. На месте служебных помещений станции сейчас находятся дома во дворах которых видны штабели шпал и даже служебный деревянный туалет сохранился и используется до сих пор, на нем таблички "М" и "Ж". На станцию доставляли древесину, на деревообрабатывающий завод, и железо на чугунолитейный завод. Одна женщина вспомнила что в 1969 году для работников станции сделали ремонт крыш домов.
     В 1971 году со станции Упа железной дороги широкой колеи Тула-Сухиничи дотянули ветку, сначала на щебенчатый завод, а в начале 1972 года дальше на Дубенский чугунолитейный. Ветка широкой колеи полностью прошла по линии узкоколейки от станции Дубна до чугунолитейного завода и заменила её. Это поставило крест на нужности узкоколейки до станции Дубна, тем более, что к этому времени в поселок Дубна пустили автобусы из Тулы, которые преодолевали этот маршрут быстрее поезда узкоколейки. Поэтому в 1972 года участок узкоколейки от станции Труфаново до станции Дубна был закрыт.
     Если посмотреть на фотографию, то левая дорога это бывшие пути узкоколейки, левее её размещалась водокачка. Под тополями размещался пакгауз, а чуть дальше вокзал. Правее правой дороги, где сейчас дома, были служебные помещения (контора и тп.), а так же жилые дома железнодорожников, построенных МПС. За домами находились механические мастерские дороги и разворотный треугольник для оборота паровозов. Расстояние 54 км. по Тула-Лихвинской линии.
     Далее автомобильная дорога проходит по бывшей насыпи, а затем рядом с ней, и в пятистах метрах за станцией находится исправный мост через речку Дубна. За мостом я увидел что насыпи расходятся, одна поворачивает на право, а другая проходит прямо. Правая насыпь - это ответвление к Дубенскому чугунолитейному заводу, линия проходит через склады РАЙПО (сейчас там широкая колея) и уходит дальше.