Путешествие из Тулы в Чекалин (Лихвин) в 2005 году. Начало.

Путешествие из Тулы в Лихвин.
Часть I. Тула-Труфаново.

     Мое путешествие из Тулы в Лихвин началось с главного тульского вокзала - "Московского". Здесь, на дальних подъездных путях, в том месте где на перрон спускается пешеходный мост, когда-то начиналась Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога. На месте этого перрона находился маленький вокзал узкоколейки. Ровно 25 декабря 1905 года (по старому стилю, а по новому 7 января (на Рождество)) отсюда в сторону Лихвина отправился первый пассажирский поезд, открыв регулярное сообщение между этими городами. Линия шла не под автомобильный мост, как сейчас проходят пути, а правее его,обходя ныне расположенный завод Тулажелдормаш. Далее по мосту пересекала речку Воронку, дорогу в Мясново и следовала рядом с автодорогой на Лихвинку, по насыпи, несколько левее её. Приходилось перекрывать переезд в Мясново, когда шел поезд, что было крайне неудобно. Поэтому в 1943 году не стали проводить линию под Лихвинский путепровод, а просто перенесли станцию на Тула-Лихвинскую, а ветку до "Московского" вокзала закрыли. С "Московского" вокзала ходили только пассажирские поезда, а товарные с Тула-Лихвинской. Существующая линия на Тула-Лихвинскую станцию новая и лишь в последней её части проходит по старой трассе узкоколейки.
     С автодорожного моста, "Лихвинского" путепровода, хорошо просматриваются пути на "Московском" вокзале и уходящие с него на юг (в Симферополь). С моста видны пути которые уходят на Тула-Лихвинскую станцию (справа на фото). Этот район расположен в юго-западной части города между районами Мясново и Серебровский. Преимущественно застроен старыми одно-двух этажными домами, складами и предприятиями и называется по названию станции - Лихвинка. Ходит туда один единственный автобус № 2 и добраться проще пешком, чем дождаться автобуса.
     Станция Тула-Лихвинская расположена на расстоянии 2 км от "Московского" вокзала. Она хоть и была построена для обслуживания Тула-Лихвинскай узкоколейной железной дороги, уже полностью перешита на линии широкой колеи и служит для разгрузки и отстоя вагонов. От узкоколейки осталась лишь платформа, откуда совершалась посадка и высадка пассажиров. Эта платформа расположена с торцовой части вокзала, за забором, и, несмотря на то что заасфальтирована, почти полностью заросла травой и мелким кустарником, поэтому обнаружить не зная её месторасположения достаточно сложно. Территория депо заасфальтирована и все рельсы и остатки подвижного состава ликвидированы, сейчас здесь расположен грузовой автотранспорт. Остались только ворота, в заборе через которые осуществлялся въезд и выезд поезда из депо. Пути от платформы сняты и лишь насыпь, проходящая по узкому тоннелю между заборами, указывает направление в котором ходил поезд.
     Пройдя между заборами, я вышел к переезду через автодорогу и был немало удивлен увидев на переезде не снятые рельсы от узкоколейки. В этом месте раньше использовался совмещенный путь для поездов широкой и узкой колеи. Вероятно рельсы не смогли извлечь из асфальта и поэтому они остались как напоминание о былой дороге. Далее насыпь проходит недалеко от домов частного сектора и в этом месте вдоль насыпи на расстоянии примерно 80-100 метров тянется ряд столбов освещения и множество старых снятых рельсов с дороги широкой колеи. На насыпи остались шпалы и из них торчат костыли, которыми раньше крепились рельсы, вероятно снимали только рельсы, а шпалы остались гнить в земле по трассе.
     Примерно на расстоянии 3,5 км (от "Московского" вокзала), я повстречал мостик через речку Китаевку, приток Воронки, он остался почти таким же как и раньше, когда по нему ходил поезд, только рельсов нет, но место где они располагались четко видно. Этот мостик сделан из кирпичных опор и перекинутых между ними тавровых пролетов. К ним болтами прикреплены шпалы (большие от ширококолейной ж.д.) и в них набиты костыли. По центру моста проложены доски для легкого прохода людей. Этот мостик первый встреченный мной по дороге в Лихвин.
     На пятом километре трассы, в районе деревни Нижняя Китаевка, находился остановочный пункт 5 км. Он расположен напротив улицы Макаренко г. Тулы и к нему тянется тропинка, даже мостик через Воронку переброшен. Остановочный пункт представлял собой простую земляную площадку в поле, не было ни перрона ни каких-либо других построек, и лишь вытоптанная трава и несколько самодельных скамеек показывали, что здесь на поезд садилось много народа, тем более что на Макаренко добраться городским транспортом было немного легче. Сейчас площадка полностью заросла высокой травой и ничего не напоминает о ней.
     Все это время УЖД проходит параллельно железной дороге широкой колеи, примерно в 100-150 метрах, между ними только река Воронка. Далее на расстоянии примерно 300 метров от остановочного пункта 5 км. находится еще один мост через речку Сухая Воронка. В отличии от первого пролет между его опорами полностью разрушен и завален упавшими деревьями. Мост высокий, около 4 метров, выложен из белого камня.
     На расстоянии 80-100 метров от моста находится другой, но этот проходит над УЖД. Это автомобильный мост трассы Тула-Калуга. Кстати многие автолюбители удивлялись зачем он здесь нужен, дело в том, что рельсы узкоколейки весной зарастали травой и становились не видимыми с дороги, и только ранней весной хорошо просматривались, а также был виден мост о котором говорилось выше. Недалеко за мостом две железные дороги сходятся на минимальное расстояние, около 50-60 метров, и через небольшую открытую полянку пассажиры несущихся к югу или на Москву экспрессов могли видеть маленький поезд "Кукушку", как он назывался в этих местах, исчезающий среди деревьев. К сожалению путь в этом месте разворочен большими машинами и тракторами, расчищавшими Симферопольскою дорогу.
     Далее трасса обходит небольшой пруд, находящийся слева, и проходит недалеко от деревни Верхнее Елькино, кстати остановочный пункт 7 км. находится рядом с этой деревней. Надо сказать что изначально остановки здесь не предусматривалось, но по просьбе жителей деревни её ввели в расписание.
     Остановочный пункт 7 км. находится в посадках из которых видна ферма в деревне и не имеет никаких построек и приспособлений. Сейчас он полностью зарос травой и кустарником.
     Хочу отметить что в раннем расписании нет остановки на данном остановочном пункте, но при исследовании его были найдены мелкие монеты датированные от 1903 до 1932 годов, а также поздние советские монеты. Что дает основание думать что, возможно, смешанные товарно-пассажирские поезда производили здесь остановку и ранее 1972 года.
     Дальше трасса УЖД огибает отстойник-шламонакопитель Косогорского металлургического завода, так называемое "мертвое море". В этом месте редко встречаются люди, так как удушливый ветер дующий со стороны отстойника, очень неприятен. Здесь не летают птицы и не водится рыба, а дачи, некогда размещавшиеся неподалеку потихоньку исчезают из-за увеличения размеров отстойника, но я был сильно удивлен, когда при подходе к озеру вспугнул косулю, вероятно она пользовалась местным безмолвием и отсутствием людей. Трасса здесь сильно заросла кустарником и небольшими деревцами и очень трудно проходима. Обогнув слева шламоотстойник, насыпь УЖД прерывается очередным разрушенным мостом , под которым проходит дорога по которой возят песок и глину для строительства шламоотстойника.
     С мостом связана одна история. Дело в том, что когда происходило отчуждение земли при строительстве линии в 1902 году, то насыпь узкоколейки разрезала поле с пшеницей принадлежавшее причту деревни Прудное и сооружение этого моста было обязательным требованием, для возможности проезда под ним лошади с телегой на посевное поле. Позже, примерно в 1995 году, проезд под мостом использовали, когда отсыпали берега шламоотстойника, возя песок с карьера у Верхнего Елькино. Возле этого мостика и располагался остановочный пункт 8 км. Подобно двум другим он не был оборудован.
     Хоть остановочный пункт и указан, но я не помню чтоб поезд здесь останавливался. Возможно этот о.п. был предусмотрен, когда работал песчаный карьер возле Верхнего Елькино.
     После остановочного пункта 8 км. трасса УЖД становится более просторной и по ней проще идти. Пройдя через небольшие посадки, я вышел на открытое место, высокую насыпь , с которой открылся вид на Косогорский металлургический завод и поселок Косая Гора . Прямо под насыпью есть колодец, даже кружка есть. За насыпью, слева, пошли дачи и огороды. Дорога постепенно из насыпи превратилась в выемку . За поворотом началась деревня - это Судаково.
     Линия УЖД проходила возле деревни Судаково, и здесь был остановочный пункт 9 км. По дороге на Труфаново поезд останавливался перед переездом через автодорогу, а по дороге в Тулу он останавливался так же не пересекая её. Еще весной 2005 года на переезде были рельсы закатанные в асфальт, но летом их вырвали, оставив два глубоких следа. Возле линии на срезе выемки располагались погреба жителей и фруктовый сад. Дальше, параллельно линии УЖД, проходит грунтовая дорога и за ней расположена башня водокачки. Напротив водокачки еще мост, вернее это труба для пропуска вешних вод. Раньше здесь был мостик из каменных опор и таврового пролета, но в начале девяностых его забетонировали и положили трубу.
     Пройдя примерно 600 метров, дорога пересекла большую просеку . Здесь проходит газопровод Уренгой-Памары-Ужгород. Линия УЖД по высокой насыпи пересекает его. Здесь же, на насыпи есть маленький бетонный пикетный столбик. С насыпи, направо, открывается вид на деревню Рвы, родину не безизвестного бывшего министра обороны Павла Грачева. Это примерно 10 км от Тулы.
     Через километр я встретил первый километровый указатель - это бетонный столб высотой 2 метра, на верху его размещается железная табличка на которой краской написано расстояние от Тулы, с одной стороны и от Ханино, с другой. К сожалению табличка сильно заржавела, но все же возможно прочесть с одной стороны 11 км., что написано с другой не видно, по видимому 74 км. Столб зарос кустами, как и вся трасса УЖД.
     Идя дальше по насыпи я увидел под ней трубу для пропуска воды, здесь протекает маленький лесной ручеек. В отличие от предыдущей трубы эта просто железная гофрированная труба закопанная прямо в насыпь, но продолжает действовать. Мне кажется что эта труба была размешена под насыпью на момент постройки газопровода в 70-х годах, или на момент реконструкции трассы в 60-х годах, так как изначально, при постройке линии, все водопропускные сооружения выполнялись в виде мостов, или трубы были заключены в бетонные основания.
     Дальше я наткнулся на маленький разрушенный мостик . Между его каменными опорами лежит беспорядочная груда шпал, по видимому, когда забрали тавровый пролет, их просто сбросили на землю.
     Через несколько поворотов, насыпь вышла на территорию станции Рвы, находящуюся на расстоянии на 13-ти км. по Тула-Лихвинской линии. Входного семафора уже не существует, как и выходного . Эти семафоры были вначале жезловые, на них до последних времен сохранялись приводы ручного управления (катушка внизу столба и тросовый привод), а затем электрические (диски). Далее располагалась будка с хоз-инвентарем (лопаты, грабли, жд. знаки и т.д.), а за ней были положены две рельсы на которых стояла дрезина (обычная тележка без мотора колеи 750 мм.).
     На площади станции видны остатки от трех линий, шпалы хорошо видны до сих пор. Первый путь вел к перрону насыпанному землей и обложенному бетонными плитами (сохранился до сих пор), главный путь проходил прямо на Труфаново, а третий проходил слева. Было четыре стрелки на два пути. После того как сняли рельсы с пути от перрона и третьего пути, две стрелки остались хотя и не действовали. Они долгое время (несколько лет) валялись в кустах возле насыпи, и лишь в девяностых исчезли. На станции сохранился вокзал: одноэтажное здание разделенное на три комнаты, зал ожидания, кассу и комнату начальника станции. Вокзал сильно разрушен: выбиты стекла, некоторые забиты фанерой и железом, есть печь внутри зала ожидания, сломана дверь в комнате начальника станции. Так же на территории размещаются два туалета, два амбара (в хорошем состоянии), дом отдыха путевого обходчика (сейчас интенсивно разбирается) и обломки водокачки, которыми подсыпают дорогу во время распутицы. Водокачка была еще в начале 80-х годов, но потом недалеко появились дачи и её начали разбирать, сначала пропал железный бак, а потом и сама кирпичная будка. Водопровод на водокачку станции Рвы шел по трубам до пруда ниже вокзала. Возле пруда стояла насосная станция с паровым двигателем немецкого производства (с огромным маховиком). Здание не сохранилось и насосная тоже. В водокачке был подкачивающий ручной насос и печь для отопления.
     В конце 19-го, начале 20-х был жесточайший топливный кризис в стране. В связи с Гражданской войной и не поступлением Донбасского угля в 1919 году был остановлен и законсервирован Судаковский чугуноплавильный завод (ныне Косогорский металлургический). Но так как Тульскому Оружейному заводу требовалось электричество, а мощности электростанции в Тульском кремле не хватало, то в 1921 году были проложены провода от электростанции Судаковского завода до Тульского Оружейного завода. Для обеспечения топливом электростанции к началу 1922 года построена линия узкоколейной железной дороги от станции Рвы на электрическую станцию Судаковского чугунолитейного завода. Длина линии составляла 5 верст и проходила недалеко от шахт располагавшихся на месте нынешней Верхней Стрекаловки и у Призаводского Рудника. Помимо местного угля, возможно, возили бурый уголь с шахт Лихвинского уезда. Насыпь, от станции Рвы в сторону Косой Горы, до сих пор хорошо прослеживается. Линия просуществовала недолго и по завершению Гражданской войны, видимо к 1925 году, уже не действовала.
     За третьим путем на ст. Рвы располагается обширная площадка. Эта площадка использовалась в начале 20-го века как перегрузочная. Дело в том что в окрестностях нынешней Косой Горы располагались угольные шахты принадлежащие промышленнику Мосолову, которому, кстати принадлежал и Дубенский чугунолитейный завод. Так вот изначально к этим шахтам со станции Рвы были проложены пути 600 мм., для мотовозов, которые привозили в вагонетках уголь (помнится что еще в 80-х годах 20 века в лесу валялось несколько гнилых вагонеток) и перегружали его в вагоны Тула-Лихвинской железной дороги для отправки на завод в Дубну. Так же насыпи для мотовозов были построены в южном направлении, на небольшое отдаление от ст. Рвы, для вывозки леса. С Тула-Лихвинской дороги для нужд шахт поставлялся лес для использования в качестве древостоек в шахтах.
     Впоследствии, в 1936 году, провели трамвайную линию грузового трамвая из Тулы к последней шахте (ныне в пос. Призаводской Рудник) Насыпи мотовозных железных дорог 600 мм. ширины до сих пор встречаются в окрестных около шахт лесах.
     Рядом со станцией Рвы расположен обелиск Козыреву Сергею Алексеевичу, партизану расстрелянному на станции во время второй мировой войны.
     Схема станции Рвы
     За станцией Рвы насыпь оторочена по краям бетонными сливами для пропуска воды во избежание оползания. Примерно через 300 метров от станции Рвы, я вышел на остатки моста через автодорогу Москва-Крым. Окружная дорога была построена в середине семидесятых поэтому мост являлся самым современным сооружением на Тула-Лихвинской УЖД. Мост представлял собой две бетонные опоры и пролет из таврового железа на который крепились шпалы, по краям проложены ступеньки, чтоб было удобней спустится к дороге, под пролетом расположены балкончики, вероятно для технологических нужд. Пролет моста был укреплен дополнительными рельсами на шпалах, по краям от рельс проходили пешеходные дорожки из деревянного настила, позже настил остался только между рельс, были поручни. Высота моста над дорогой составляла 4,5 метра, фактическая же 5 метров, но 16 декабря 2003 года автомобиль «КамАЗ» буксировавший на жёсткой сцепке экскаватор зацепил стрелой экскаватора пролётную балку мостовой конструкции, в результате чего она обвалилась и её пришлось демонтировать.
     Через 200 метров от моста еще одно гидросооружение - это массивная бетонная труба под насыпью для пропуска вешних вод, но вода давно пробила себе дорогу под ней и труба не работает.
     Дальше следует столб с указателем 14 км. что написано на обратной стороне не разобрать. На отрезке 14,3 км. снова ручей под насыпью протекает через трубу. Труба завалена обломками шпал и кирпича. Все время от моста через автодорогу Москва-Крым дорога проходит по высокой насыпи сильно заросшей маленькими деревьями..
     За поворотом открылась поляна - это остановочный пункт 15 км. Поляну пересекает грунтовая дорога и мостик, около насыпи, сделан из железнодорожных шпал. Я заметил что вдоль насыпи здесь идут деревянные телеграфные столбы с ржавой проволокой, хотя до этого они были или спилены или отсутствовалирельс, его видно потеряли когда снимали рельсы. Он загнут как раз по форме насыпи. На рельсе есть надпись Р. Б. М. О. V. 98 СТАЛЬ, это означает-Русско-Бельгийское металлургическое общество (основано в 1895 г.) V.98. - дата производства рельс - май 1898 года, материал-СТАЛЬ. Остановочный пункт не имеет перрона и других сооружений. Вдоль насыпи тянутся столбы с проводами.
     Через 250 метров возле насыпи я нашел деталь от вагона. Скорее всего это воздушный люк от вагона "ПВ-51", он выполнен из гетинакса и имеет ручку для регулирования открытия окна для притока воздуха, находится почти в исправном состоянии. Вероятно его вырвали из вагона вандалы и выбросили в окно.
     Еще один водосток в районе 16 км. Построен из шлакоблочного и красного кирпича. Пребывает в исправном состоянии.
     Остановочный пункт 17 км. Здесь находятся дачи и раньше люди добирались до них на "Кукушке", теперь можно добраться только на машине. Остановочный пункт 17 км. имеет еще название "Белая будка". Говорят что осенью 1919 года, когда Тула была объявлена на осадном положении ввиду приближения белогвардейских войск Деникина (имеется ввиду рейд корпуса генерала Мамантова), сюда из Тулы были выселены семьи заподозренных к сочувствию белой гвардии, которые организовали здесь хутор, просуществовавший до конца второй мировой войны. Даже теперь напротив дач, слева по ходу от насыпи в мелколесье, находятся ямы от погребов выложенных деревом и остатки строений. Здесь очень грибное место и люди приезжали сюда за опятами, свинухами и подберезовиками. Теперь грибов здесь стало не меньше (иногда несут мешками (например в 2005 году)), но добраться сложно. Остановочный пункт не имеет никаких сооружений, но говорят здесь раньше была будка обходчика.
     Примерно с 18 км. начинается прямой и ровный участок дороги. Здесь поезд развивал наибольшую скорость, при этом его сильно раскачивало. Насыпь сильно обезображена проехавшей по ней большой грузовой машиной.
     На 19 км. вдоль насыпи лежит очень много шпал. Не все они от разрушенного пути. в начале девяностых здесь проводили ремонт пути и старые шпалы просто скидывали с насыпи.
     Остановочный пункт 20 км. Расположен глубоко в лесу, здесь была небольшая деревянная скамейка. Недалеко в лесу расположена кормушка для зверей, под навесом, а рядом, на дереве охотничье гнездо. Здесь. возле насыпи, я обнаружил тележку сваренную из металла, с колесами предназначенными передвигаться по рельсам. К тележки прицеплен стальной трос, вероятно на ней свозили рельсы с разбираемого участка. Очень удобно погрузил рельсы на тележку и по оставшемуся пути довез до грузовика.
     Прямой участок закончился как раз у указателя 21 км. (таблички жалко нет), значит по прямой поезд двигался 3 км.
     На отрезке 21,3 км встречен сохранившийся мост. Слева по ходу, сбоку моста есть надпись, видимо пальцем на еще не просохшей штукатурке - 1961. По видимому её сделали при ремонте данного моста. Под мостом протекает речка Непрейка.
     В ста метрах за мостом есть две таблички справа и слева от насыпи. На правой написано: "ОРХ тульское крюково-моторинский участок Соловеньковский обход участок выгонки собак. Охота запрещена.", на левой:"ОРХ тульское крюково-моторинский охотоучасток обход Соловеньковский". Получается, что полотно железной дороги как бы разделительная линия, с одной стороны охота запрещена, а с другой охотоучасток.
     Рядом с табличками под насыпью находится труба для пропуска воды. она провалилась и для укрепления была подсыпана гранитной крошкой.
     Где-то в районе 22 км еще один разрушенный мост. С него сняты шпалы и остался только тавровый настил между опор.
     Остановочный пункт 22 км. Полностью заросшая поляна. Где-то здесь, справа, находятся дачи. Раньше висела резная деревянная вывеска "Лесная поляна", были скамеечки. Сейчас нет ничего.
     На 23 км еще один почти не тронутый мостик, только вместо рельсов лежат бревна. Опоры моста подсыпаны гранитной крошкой.
     24 км. Основательное, монументальное, бетонное гидросооружение. Это бетонная труба для пропуска вешних вод. сохранилась в идеальном состоянии.
     В районе станции Труфаново насыпь буквально искорежена следами больших машин.
     Станция Труфаново находится на расстоянии в 25 км. по Тула-Лихвинской линии, на окраине деревни Малахово. На большой площади видимы ответвления для трех путей. Имеется перрон из бетонных плит. Здание вокзала хорошо сохранилось, оно закрыто, на окнах решетки, внутри видны топчаны для отдыха пассажиров. В здании три комнаты: зал ожидания, касса, комната отдыха машинистов. Входного семафора больше нет. Поперек насыпи стоят остатки тупика, сделанного из старых шпал, он ограничивал путь за станцией Труфаново. За тупиком насыпь продолжается.
     Схема станции Труфаново