Слава всемирному потеплению, которое так рано прогнало зиму и сделало видимым то, что раньше разглядеть было невозможно. А так же славься пандемия, в результате которой появилось время чтоб исследовать то, что раньше разглядеть было некогда.
1. Ну что ж, сама природа и наше правительство подтолкнули наконец добраться до остановочного пункта 17 км. и исследовать примыкающую к главному пути насыпь. Давно я её заметил, но окружающая природа никак не хотела выдавать её. Даже попытки сфотографировать были тщетны, на снимка получались только листва да трава. Но, как говорится: "Лучше день потерять, потом за 5 минут долететь". Прошло 5 или 6 лет с момента обнаружения насыпи и вот все звезды сошлись. Приступим.
Примерно в 500 метрах за остановочным пунктом 17 км., по направлению в Труфаново, слева видна примыкающая к главному пути насыпь. Под острым углом она уходит в лес. Длина её 400 метров и заканчивается она на круглой поляне тупиком у оврага. Насыпь узкая, земляная, без песчаного балласта и, несколько оплывшая, что объясняется давностью её постройки и не обслуживанием. Шпал, костылей и прочего обнаружено не было, но в избытке попадаются гвозди и проволока. В месте примыкания к главному пути насыпь сильно повреждена, вероятно при реконструкции в 60-61 годах. Предположительно год постройки 1920-21. В месте примыкания насыпь делает поворот и плавно подходит к главному пути.
Интересно, как производились маневры при вывозке загруженных платформ? Вероятно вывозку осуществляли в сторону Труфаново и там уже формировали поезд на Тулу, хотя, возможно вывозили двумя локомотивами, один в хвосте состава, другой, на главном пути, цеплялся с головы и отвозил в сторону станции Рвы.
Остатки разрушенных фундаментов зданий видны вдоль насыпи и на самой поляне. Так же присутствуют старые фруктовые деревья. Поселение это официально называлось “Тупик 17 км. железной дороги”, а в народе “Белая будка”. Это поселение тянулось от этой поляны, к насыпи главного пути и, с другой его части, где теперь дачи. По этой ветке, в тупик, загонялись платформы для погрузки леса, а также приезжали вагон-лавка и вагон-клуб, который стоял там по несколько дней.
Вагон-лавка представлял из себя обычный товарный вагон, в котором возили продукты и товары и из него же производили продажу. Вагон-клуб представлял из себя сцепку двух вагонов, пассажирского и товарного. В пассажирском вагоне, поперек его, стояли лавочки, на одной стенке был натянут белый экран, в противоположной стоял кино-проектор. В прицепленном к нему товарном вагоне размещался генератор для выработки электричества для кинопроектора и запас топлива. На станциях, где уже было электричество, вагон-клуб запитывали от внешней сети и бензогенератор не использовали. Вагон-клуб обычно загоняли в тупиковую ветку и на больших станциях он работал по несколько дней.
Поселение “Тупик 17 км. железной дороги” некоторое время существовало и после конца Второй мировой войны. Вероятно, на остановочном пункте 17 км. останавливались смешанные поезда, так-как в расписании пассажирских поездов этой остановки нет. Согласно "подворной книге деревни Уваровка и Тупик 17 км. железной дороги" (поселение было приписано к деревне Уваровка, на 1913 год находилось в 2 км. от него). Жители этого поселения работали не только в Яснополянском лесничестве, но и на шахте Рвы еще в 1946 году. Добраться оттуда до шахты и обратно люди могли только на поезде узкоколейки, а значит остановка в те времена была.
Вот некоторые жители поселения "Тупик 17 км. железной дороги" на 1946 год:
Герасимова Мария Николаевна 1895 г.р. - домохозяйка.
Юрушкин Василий Гаврилович 1923 г.р. - рабочий Лихвинского депо.
Закатов Петр Алексеевич 1904 г.р. - ремонтник 15 дистанции пути Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги.
Истомин Алексей Иванович 1887 г.р. - работник Яснополянского лесничества.
Лепехин Алексей Иванович 5.02.29 г.р. - ремонтник 15 дистанции пути Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги.
Макаров Петр Ефимович 1890 г.р. - работник Яснополянского лесничества.
Зайцев Василий Андреевич 1893 г.р. - работник Яснополянского лесничества.
Мышонков Илья Кузмич 1903 г.р. - работник Яснополянского лесничества.
Хочу заметить, что здесь перечислены не все домохозяева, были еще примерно 5 или 6. В каждом домохозяйстве было от 2 до 8 детей. Таким образом получается, что на 1946 год в поселении "Тупик 17 км. железной дороги" было примерно 13 домов в которых проживало около 65 человек. Все они имели небольшие приусадебные участки и огороды.
Мне кажется что основная часть поселения размещалась на месте нынешнего СНТ "Солнышко", хотя по другую сторону узкоколейки мелколесье и прослеживается несколько остатков фундаментов. Может быть, что поселение было по обе стороны железной дороги.
На самой же поляне, слева от узкоколейки, видны остатки фундаментов 3 или 4 зданий. В настоящее время "кладоискатели" разворошили их основательно, полностью перекопав.
Кроме жителей тупика, некоторые жители деревни Уваровка явно пользовались Тула-Лихвинской узкоколейкой, так как работали либо на ней, либо недалеко от неё.
Сафонов Егор Петрович 1896 г.р. - работал на шахте Рвы.
Тарасов алексей Афанасьевич 1901 г.р. - работал на Косогорском металлургическом заводе.
Шамордин Николай Сергеевич 1926 г.р. - ремонтник 15 дистанции пути Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги.
Сафронов Дмитрий Романович 1901 г.р. - ремонтник 15 дистанции пути Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги.
Рябчиков Михаил Александрович 1901 г.р. - работал на Косогорском металлургическом заводе жестянщиком.
Петрухин Иван Андреевич 1903 г.р. - работал на шахте Рвы (с 29.04.46 работал крепильщиком опорных конструкций под землей, в штреке).
Калинкин Илья Михайлович 1900 г.р. - работал на шахте Рвы.
Калинкин /Николай Ильич 1927 г.р. - ремонтник 15 дистанции пути Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги.
Калинкин Василий Ильич 1930 г.р. - работал на шахте Рвы сапожным мастером.
Кстати с другой стороны от главного пути был еще один маленький тупик. О нем мне рассказывал бывший машинист работавший на Тула-Лихвинской с 1944 года - Васин Анатолий Яковлевич. Видимо после ликвидации правого ответвления в поселок на 17 км. оставили этот для отстоя вагона-лавки или вагона-клуба.
Примыкание к основной насыпи справа, если смотреть в сторону Труфаново, происходит примерно в 350 метрах от о.п. 17 км. Длина насыпи тупика примерно 230 метров и заканчивается она чуть не доходя нынешних дач. У меня даже сложилось впечатление, что от этой тупиковой насыпи отделяется еще одна, но могу ошибаться. Заканчивается насыпь тупиком, рядом с которым располагалась будка стрелочника - именно та самая "Белая будка". Будка была деревянная, обмазанная глиной и побеленная. Сейчас от нее осталась только яма фундамента, да вокруг попадаются сгнившие лопаты.
Возможно этот тупик использовали для формирования поездов с заготовленным лесом. А может эти ветки существовали в разные промежутки времени.
В середине октября 2024 года удалось выбраться в район оп. 17 км. за опятами.
Просеку по трассе бывшей узкоколейки уже не только прорубили, но и прогрейдировали с помощью гусеничного бульдозера. Помимо вросших в землю шпал, сдвинули и нанесенный за столетие со дня постройки грунт, обнажив песчаный балласт. Это к вопросу о том, что вместо шпал клали горбыли прямо на мох. Нет, насыпь была земляная с песчаным балластом, вот фото песка на отвале.
Прореженная от кустарника и деревьев насыпь ровной стрелой уходит к горизонту. Сразу вспомнился 1997 год, когда поезд уже не ходил и мы пешком, по шпалам проходили этот участок, а надо сказать, что рельсо-шпальная решетка обычно не располагает к душевной прогулке. Несмотря на то, что шпалы были сильно вросшими, они все-равно возвышались над уровнем земли и расстояние между соседними шпалами было крайне неудобно для шага, приходилось, либо скакать по каждой, либо перешагивать через одну. В общем свинство со стороны железнодорожников по отношению к пешеходам.
Но не это совсем удручало, а то, что рельсы на этом перегоне уходили прямой стрелой к горизонту и, казалось, доскакать до него не получится. И вот опять почти такая же картина, путь идет к горизонту и там далеко вожделенный прогал за которым смыкаются деревья.
Но не это оказалось самым главным в этом моем путешествии. Вот уж не думал, что на последнем рабочем участке узкоколейки, на исхоженном и изученном перегоне могут быть такие сюрпризы.
Отойдя около полукилометра от оп.17 км. я, слева от главного пути, увидел хорошо просматривающуюся в осеннем лесу, старую знакомую неуловимую насыпь к поселению "Тупик 17 км.". А напротив неё, с правой стороны от главного пути точно такую же насыпь уходящую вправо, в лес. Я никогда её раньше не видел и не подозревал о её существовании. Очищенная от кустарника насыпь главного пути раскрыла этот секрет.
Скорее всего насыпи слева и справа от главного пути была одним целым, так как представляют собой единую линию как по прямой, так и по высоте. Пересечение с главным путем было глухое и примыкание к нему осуществлялось по стрелке с левой насыпи. Получается что с правой насыпи составы вытягивали на левую, пересекая главный путь, а с неё, через стрелку, переходили на главный путь в сторону станции Труфаново.
Естественно я немедленно обследовал новую ветку. Насыпь не высокая, узкая, без песчаного балласта, оплывшая, сильно поросшая деревьями и кустарником. Шпал или других атрибутов железной дороги не обнаружено. Ветка прямой стрелой проходит около 200 метров, пересекает лесную автодорогу и тянется так же прямо далее. Ответвлений от насыпи не обнаружено. Примерно на расстоянии в 500 метров от главного пути эту насыпь перерезает огромный, глубокий овраг. По другую сторону оврага насыпь вроде опять прослеживается, но совсем неясно, с одной стороны она оплыла совсем сравнявшись с грунтом, а с другой мог быть ручей. тем не менее что-то похожее на насыпь, плавно уходя в левую кривую, видно на расстоянии еще 200 метров за оврагом. Устоев моста в овраге не обнаружено, вполне возможно, что за почти сто лет овраг сильно разросся уничтожив деревянные постройки.
Несомненно, что данная ветка построена в период от 1919 до 1921 года и использовалась для вывозки спиленного леса. Но что поражает, обычно для временных веток насыпи не строят, шпалы, а чаще деревянные горбыли, кладут прямо на грунт, несколько выровняв его. На Тула-Лихвинской так не делали. Для всех веток в песчаные или каменные карьеры, на угольные шахты, на электростанцию Судаковского чугунно-литейного завода и других заводов, да даже для вагонеток на шахту Рвы, строили насыпи. Возможно во избежание оплывания грунта, а возможно планировали долгое, многолетнее использование пути. Хотя, может просто были такие правила на дороге.
В заключении данной темы прилагаю эскиз известных мне веток на данном участке Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги.
2. Я не устаю удивляться смене климата, если так дальше пойдет, то сколько еще открытий можно совершить? Может и тропа мамонтов, пересекающая узкоколейку, проявится?
Тем не менее, вот то что я похоже обнаружил, стало для меня открытием.
Подумать-только, десятки раз пересекал Окружную дорогу по мосту и по остаткам моста, пешком и на поезде. Ходил за грибами в эти края и на лыжах зимой катался. Но ни разу не обратил внимание, что за мостом, после пересечения Окружной дороги, в сторону Труфаново, справа, параллельно насыпи ужд идет еще одна насыпь. Она начинается от Окружной дороги и тянется справа, параллельно основной насыпи, 380 метров. Судя по всему это старая трасса узкоколейки или временная насыпь используемая при строительстве моста через Окружную дорогу. Дело в том, что при строительстве моста, в начале 70-х годов, насыпь сильно подняли и движение поездов в это время осуществлялось от Тулы до Окружной дороги, затем люди переходили пешком дорогу и садились в другой состав, который ждал их с той стороны дороги. Обратно происходило аналогично. Видимо со стороны Труфаново была сооружена новая, высокая, насыпь параллельно старой, а когда строительство закончилось старую перестали использовать. На насыпи присутствует балласт, попадаются остатки верхнего строения пути: подкладки, болты, костыли.
Однако со стороны Рвов старая насыпь не прослеживается. Лишь одинокая брошенная бетонная опора валяется десятки лет у её подножья. Возможно, что со стороны Рвов старую насыпь отутюжили бульдозерами во время или посте строительства моста.
Жаль ни где не обнаружил фотографий строительства Окружной дороги и моста узкоколейки через него. Говорят, что пока дорогу строили и регулярного движения по ней не было, дорога была очень популярна у мотоциклистов 70-х, этаких байкеров (или рокеров, как тогда называли) тех лет.
3. И еще маленький бонус.
Я пешком в этих краях не был уже, наверно, года 4. В те времена насыпь узкоколейки была совсем дикой территорией. Однако сейчас многое изменилось. Мало того что лесники что-то творят и перегораживают въезды в лес и отсыпают дороги, так и еще всякие ЗОЖовцы повадились совершать пробежки, представляете бегут такие спортивные девчонки с мальчишками и тут из кустов с примыкания насыпи вываливаюсь я, весь такой не бритый, в бушлате и тяжеленных берцах. Мне кажется они испытали культурный шок.
Так мало того, какие-то маньяки расчистили насыпь от 19 км. до 21 км. спилив и удалив деревья с насыпи. И это было сделано либо этой весной, либо прошлой осенью, с пеньков до сих пор сок и смола сочится, честное слово хоть укладывай шпалы и рельсы и запускай дрезину (для поезда узковато).
|