1. В 2007 году я снова вернулся на станцию Ново-Ханино (в результате ликвидации узкоколейной станции Ханино на всех современных картах обозначена как Ханино) чтобы еще раз досконально изучить места пересечения
узкоколейки с железной дорогой широкой колеи. И вот 10 апреля 2007 года я на станции Ханино. В это время подошел дизель-поезд из Тулы, предоставив мне возможность сфотографировать его и станцию.
Насыпь узкоколейки довольно четко прослеживается справа, за переездом, если идти в сторону Тулы. Она сильно заросла травой и небольшими деревьями. Насыпь прослеживается до леса, где пропадает, полностью поглощенная
деревцами, пробиться через которые не представляется возможным. Дальнейший путь я проделал по насыпи ж.д. широкой колеи и, примерно через два километра, я увидел как из леса показалась узкоколеечная насыпь и постепенно приблизилась к действующей железной
дороге. В этом месте она представляет собой еле видный продолговатый холм. На другой стороне ж.д. прослеживается просека среди деревьев. Уровень насыпи ужд несколько ниже насыпи широкой колеи, моста на ж.д. широкой колеи не прослеживается, но есть высокая водопропускная труба, возможно в этом месте и было пересечение. Но здесь надо понимать, что мест пересечений было два, одно старая насыпь, а другое новая, построенная в 1940 году, когда протянули железную дорогу Тула-Сухиничи. Соответственно уровень старой и новой насыпей узкоколейки относительно ж.д. широкой колеи разный.
Пройдя еще три километра я добрался до первого пересечения этих дорог. Несмотря на то что снег уже почти везде сошел, здесь в лесу, в незначительном количестве, он еще присутствовал. Недалеко от семафоров видна высокая насыпь бывшей
узкоколейной железной дороги. Пересечение здесь осуществлялось посредством моста, о чем свидетельствует высота насыпи и остатки опор, состоящих из камня и вбитых в грунт рельсов и деревянных свай. Со времени моего последнего посещения в 2006 году, в этом месте
проводились работы по расчистке трассы электрических сетей от леса. Большим бульдозером была зачищена полоса леса вдоль линии Тула - Сухиничи. При этом часть насыпи УЖД, в районе пересечения была снесена.
Мостик, находящийся за 150-200 метров до пересечения, сохранился как и был в 2005 году. Пройдя после развилки по старой насыпи и перейдя рельсы я увидел довольно свежий след от большой грузовой машины, проходящий как раз по насыпи УЖД.
Вероятнее всего этой машиной вывозили спиленные деревья или подвозили оборудование для опилки леса.
2. Потратив час на путь по лесу, я добрался до места где располагалась станция Ясеновая.
С 2005 года здесь тоже произошли изменения. Видимо здесь побывали так называемые "металлисты". В развалинах водокачки валялся свежий битый кирпич, а на потолке не хватало одной
металлической балки. Вторую видимо выдрать не сумели, или не захотели. От автомобильной дороги до станции ведет прорубленная просека чтоб на машине можно было проехать. Так же отсутствует поршневой кран для накачивания воды.
Как жаль что прошлый раз у меня кончилась пленка и я не смог его заснять, осталась только труба в земле на которой крепилась колонка.
Благодаря ранней весне трава не смогла еще скрыть все следы. За зданием водокачки оказалась груда битого кирпича, видимо здесь находилась какая-то постройка. Так же хорошо просматривается каменный
фундамент от здания вокзала. Рядом есть яма из которой торчат рельсы и возле которой опять битый кирпич и шпала. Напротив здания вокзала располагались погреба, остатки которых хорошо прослеживаются.
3. Третьим пунктом моего путешествия стала станция Гурьевка. Вернее то что от неё осталось.
Опять же благодаря ранней весне мне удалось рассмотреть многое, что ранее скрывала трава.
Станция Гурьевка располагалась на обширной поляне, недалеко от одноименной деревни, в Дубенском районе.
На поляне четко прослеживается насыпь, на которой видны шпалы. Одна лежит недалеко от насыпи. Под двумя высокими соснами обнаружились остатки здания вокзала
в виде груды битого красного кирпича.
На другом конце поляны, под высокой елью, опять битый кирпич. Здесь тоже было здание, вокруг растет множество яблонь.
4. Мой путь пролегает к станции Лихвин, я верю что благодоря ранней весне меня ждут новые открытия.
Свернув с автодороги Суворов - Чекалин я поехал по грунтовке чтоб подробнее рассмотреть подъездные пути к станции. К сожалению этого сделать не удалось, так как овраг, по которому проходила дорога
оказался полностью залит талой водой и превратился в маленькое озеро. Но мне посчастливилось. Возле самого оврага хорошо просматривались развалины какой-то будки. Здесь возможно находилась входная стрелка на станцию или семафор, а может и то и другое.
Будка представляла собой каменное сооружение размером, примерно 2 на 1,5 метра, с одной дверью, обращенной в сторону Черепети и маленьким окном. Здание сейчас находится несколько ниже уровня земли, связано это, по видимому, с разработкой карьера, чем раньше был овраг,
и высыпкой грунта на его скаты. Было ли окошко в сторону станции Лихвин рассмотреть не удалось, так как стена разрушена ниже уровня окна.
Пройдя на территорию станции, меня ждала еще одна удача. Слева, вдоль всей станционной территории, проглядываются странные углубления в земле. Эти углубления представляют собой правильные четырехугольники и образовались,
по видимому, от фундаментов станционных построек. Один прямоугольник разделен симметрично на три секции, наверно этот пакгауз имел три отделенных перегородками помещения. Еще в одном прямоугольнике прослеживаются углубления внутри периметра, вероятно здесь были погреба.
Здание вокзала располагалось посередине станционной площади, справа от нее, и имело размеры, примерно, 6 на 4 метра, причем вход был посередине длинной стороны.
На выровненной площади станции видны следы сажи, высыпаемой, по видимому из топок паровозов. Спекшаяся сажа отлично видна даже сейчас.
5. Десятого апреля 2007 года я побывал в городе Чекалин (Лихвин), хотелось узнать куда ходил маленький поезд. Побывал в действующей Свято-Введенской церкви и пофоткал центр города.
Так как программа на этот день была очень насыщенна, то задерживаться больше не стал и более подробно на описании города остановлюсь следующий раз.
На обратном пути в Тулу я заехал к мосту через Оку железной дороги Тула - Сухиничи. Хотелось посмотреть на дорогу так и не зашедшую в город Чекалин. Мост оказался охраняемый вооруженными людьми.
Вся территория вокруг моста была окружена колючей проволокой и станция Чекалин была внутри её периметра. мое появление встревожило охранников и их собак, поэтому несколько раз сфотографировав мост, я не стал искушать судьбу
и убрался подобру-поздорову.
Так же я заехал на станцию Черепеть где отдыхал дизель-поезд пришедший из Тулы, слегка припорошенный весенним снежком. Возле станции установлен памятник воевавшим здесь и укреплена мемориальная доска на стене вокзала.
6. В июне предпринял попытку добраться до моста через ручей (речка Глутня) соединяющий пруды воскресенского рыбхоза. Надо заметить что беспокойство основано тем что в последнее время прослеживается тенденция исчезновения металлических конструкций по трассе узкоколейки.
К счастью мост оказался на месте. Однако перемены за прошедшие два года коснулись и его. Часть балок, образующих жесткость моста, вырезана автогеном, причем резали, видимо, используя какое-то плавающее средство или зимой. Хорошо что не весь мост порезали, как через Упу, а сохранили верхний пролет, что дает возможность использовать его для ходьбы на другой берег ручья.
За ручьем, со стороны Кураково, насыпь срезана и старательно выровнена. Видимо здесь подъезжала машина. Опора моста возвышается над подходящей к ней насыпью.
Километровый указатель, который находится возле моста со стороны ст. Бредихино, цел. Я его поподробнее сфотографировал, чтоб получше разобрать надпись на нем.
7. В сентябре месяце удалось узнать как линия ужд проходила от станции Тула-Лихвинская до Московского вокзала.
Путь шел вдоль нынешней автодороги на Лихвинку, слева от нее. Затем пересекал эту автодорогу, она сворачивает к Московскому вокзалу, и по мосту через речку Воронку шел вдоль корпусов завода Тулжелдормаш. И приходил на Московский вокзал.
Мост через Воронку и сейчас сохранился. Только он теперь пешеходный. От моста идут рельсы, закатанные в асфальт. Судя по всему путь по мосту, да и наверно весь путь до Тула-Лихвинской, был либо четырехниточным, либо трехниточным, т.е. использовали одновременно рельсы и под узкою колею и под широкую. Ближе к Московскому вокзалу пути заросли кустами и деревьями, а так же завалены мусором и лишь около ворот перед территорией завода Тулжелдормаш к ним можно подойти.
Линия эта больше не используется, и вряд-ли будет использоваться когда-либо.
|