Отчуждение земли и как это делалось

Отчуждение земли и как это делалось.


     Итак большое строительство предполагало большие затраты, как финансовые, так и физические, но еще были нервные затраты и все они растянулись почти на два десятка лет.
     Надо заметить, что к строительству линии Московское Общество Подъездных Путей подошло очень вдумчиво и грамотно. Трассу предполагалось проводить по границе земельных участков собственников или по казенным, государственным землям, чтоб как можно меньше причинить ущерб хозяевам земли, а соответственно меньше им платить за отчуждаемую землю. Если не получалось провести трассу по границе участка, то обустраивались железнодорожные мосты под которыми устраивали проезд достаточный чтоб прошла лошадь с телегой. как например в районе Верхнего Елькино (около о.п. 7 к.м.) или возле села Опочня.
     Земля на трассе будущей Тула-Лихвинской узкоколейки была разная. После Ханино, бедная не плодородная, в основном песчаная, а вот до Ханино земля вполне подходящая для возделывания и выращивания урожая. Именно за неё и возникли, впоследствии споры, вплоть до судебных. Так же около будущей линии узкоколейки находились песчаные и каменные карьеры, которые тоже стали предметами для разбирательства.
     Для строительства насыпей и выемок привлекали местных крестьян, с их инструментом, лошадьми и телегами. Платили либо поденно, либо за выполненный объем. В любом случае охотников работать и зарабатывать хватало.
    
     В общем начнем.
     Земли под строительство Тула-Лихвинской железной дороги были заняты 20 августа 1902 года. Отчуждались земли: крестьян деревни Слобода, крестьян села Веригино; причта церки села Веригино; земли действительного статского советника Ивана Васильевича Павлова; земли крестьян села Опочня; земли причта села Карачево; земли крестьян деревни Михино; земли крестьян деревни Катешевой; земли крестьян Ильичева, Соколова, Антонова, Бириеова; земли крестьян братьев Дюковых; земли крестьян деревни Бекетова; земли крестьян деревни Черномыской; земля крестьянина Зотова; земля дворянина Кровопускова; земли крестьян деревни Гурьевской; земля крестьянина Буровлянского; наследника чернского купца Семена Ивановича Новикова и .т.д.
     В феврале 1904 года была назначена оценочная комиссия по выявлению ущерба владельцам отчужденной земли.
     Выплаты растянули по времени и платились частями. Вот как это происходило:
     7 марта 1908 года.
     “Правление Московского общества для сооружения и эксплоатации подъездных путей в России уведомило Губернатора, что оно не имеет возможности в настоящее время произвести уплату всех причитающихся денег владельцам отчуждаемых земель в Одоевском уезде и могло бы произвести уплату частями в следущюем порядке: 1-й раз уплатить ¼ часть вознаграждения за землю, а так же за убытки с причитающимися процентами. Затем оставшиеся три части вознаграждения уплачивать равными частями через каждые полгода.
     Причту села Карачева, Одоевского уезда, за отчуждаемую землю выплатить в размере 864 руб. 25 коп.. А так же устроить проезд под железнодорожным мостом на границе земли причта и крестьянских собственников.
     Причту села Веригино, Одоевского уезда, выплатить 1567 руб 92 коп. и за убытки 2000 руб.
     Причту села Прудное, Тульского уезда, выплатить за землю 2363 руб. 40 коп., за убытки 263 руб.”

     20 мая 1909 года эти деньги были выплачены полностью.
     Весной 1910 года Духовная Консистория Тульской Епархии подала иск об уплате процентов на сумму 905 руб. из-за задержек с выплатами. А так же возмещению ущерба за попорченные 24 октября 1902 года озимые в результате устройства Тула-Лихвинской железной дороги на землях принадлежащих причту деревни Прудное, Тульского уезда, в районе деревни Верхнее Елькино в размере 552 руб.
     6 февраля 1915 года, по исполнительному листу, согласно решению суда с Московского Общества для сооружения и эксплоатации подъезных путей в России взыскано 905 руб.93 коп. и судебные издержки 64 руб. 13 коп.
    
     Вот еще наглядный пример как происходила борьба за каменный карьер в Кураково.
     10 февраля 1910 года. Прошение почетного гражданина Федора Алексеевича Любищева, к Губернатору Тульской губернии, о произведении на основании 581 ст. Хт 1ч Св.Зак. Гражд. Подробную опись земли отчужденной из его имения “Кураково” под полотно Тула-Лихвинской железной дороги.
     Ответ Московского Общества для сооружения и эксплоатации подъездных путей в России. 11 марта 1910 года.
     “7 апреля 1910 года назначено производство описи земли принадлежащей Ф.А. Любищеву и занятой с 1903 года под Тула-Лихвинскою железную дорогу.
     В следствии этого Правление считает что никакой земли из владения Любищева под Тула-Лихвинскую железную дорогу не занималось, а была занята земля в количестве 10 саженей из владения Торгового Дома Вебер и Ко, каковая была своевременно и установленным порядком описана и дело передано в оценочную комиссию для оценки. В этой последней производство было приостановлено ввиду миролюбивого соглашения об уступке этой земли за 3928 руб., причем Торговый Дом Вебер и Ко тогда же получил от Правления Общества в счет продажной цены 1500 руб.
     Совершение купчей крепости и окончательный расчет не состоялись вследствии внезапной смерти Инженера Вебера, за неявкой кого-либо из правоприемников его в качестве представителей интересов Торгового Дома Вебер и Ко.
     Таким образом получается что та земля опись которой назначена на 7 апреля уже была описана и перешла к Тула-Лихвинской железной дороге непосредственно их владения Торгового Дома Вебер и Ко. Следовательно новая опись незаконна.
     Получается что Ф.А. Любищев стал собственником имения “Кураково” уже после отчуждения из него земли под Тула-Лихвинскую железную дорогу. Он не доказал ничем переход к нему права на получение платы за ранее переданную прежним собственником землю. Таким образом установление за Любищевым прав на спорную землю может произойти не иначе как судебным порядком в силу ст. 1 УСТ. Гражд. Судопроизводства. Более того, Правление не лишним считает напомнить Вашему Превосходительству, что этот вопрос уже был однажды решен Ваши Превосходительством 26 октября 1907 года за №4250, причем в то время эта самая претензия была предьявлена не Любищевым, а г. Занковичем, так же претендовавшим на вознаграждение за эту землю.
     Ввиду изложенного Правление имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение об отмене описи этой земли, и о последующем не отказать уведомить.”

    
     Канцелярия Тульского Губернатора. Для Тульского уездного исправника. Срочно 6 апреля 1910 года.
     ”Производство назначенной Вами на 7 апреля 1910 года описи земли отчужденной из имения Любищева для нужд Тула-Лихвинской железной дороги предлагаю отменить, впредь до особого распоряжения. “
     Оценка земли по передачи от Торгового Дома Вебер и Ко к Тула-Лихвинской железной дороге проводилась 23 сентября 1904 года. С 1900 года имение “Кураково” было заложено в Санк-Петербургский Поземельный банк.
     Расписка Вебера.
     “В 1904 17 января, я нижеподписавшийся член Товарищества на вере под фирмою “Торговый Дом Вебер и Ко” Инженер Путей Сообщения Виктор Ипполитович Вебер, выдал настоящую задаточную расписку Правлению Московского Общества для сооружения и экспоатации подъездных железных путей в России в том, что я, Вебер, запродал Московскому Обществу из принадлежащего Торговому Дому В.И. Вебер и Ко недвижимого имения, состоящего Тульской губернии и уезда, при сельце Кураково участок земли в количестве девяти десятин 1966 кв. саженей под устройство Тула-Лихвинской железной дороги на следущих условиях: 1) Продажная цена за землю определяется в 400 руб. за десятину, что составляет за все количество земли 3928 руб. 2) В обеспечение оказанной продажи я, Вебер, получаю при подписании сей расписки 1500 руб., а остальную сумму 2428 руб. должен получить при выдачи Московскому Обществу выписи купчей крепости на подлежащем листе актовой бумаги по утверждении купчей Старшим Нотариусом. 3) Купчая крепость на запроданный участок должна быть нами продавцом и покупателем совершена 1 июля 1904 года в конторе Московского Нотариуса Меморского, когда я, Вебер и Московское Общество или наши поверенные на означенное июля должны явиться к 12 часам дня. 4) В утверждаемой выписи купчая крепость должна быть мною Вебером, выдана Московскому Обществу по утверждении ея Старшим Нотариусом. 5) Все расходы по совершению и утверждению купчей должны быть Московского Общества г. Москва. Задаток 1500 руб. получил В. Вебер.”
     9 сентября 1910 года. Канцелярия Тульского уездного предводителя дворянства.
     “17 августа 1910 года. Постановлено произвести осмотр на месте отчужденной земли из владения Ф.П.(так в документе) Любищева для надобностей Тула-Лихвинской железной дороги, с приглашением Окружного Инженера Орловско-Тульского Горного Округа или лица замещающего его, так как по заявлению поверенного Любищева – Лаздинга, в отчужденном участке земли залегает камень.” Предводитель дворянства А. Херовинов.
     9 декабря 1910 года произведена оценка земли.
     ИТОГ:
     2 февраля 1911 года.
     “Признать оценку земли осуществленной Тульской Оценочной Комиссией отчужденной для надобности Тула-Лихвинской железной дороги из владения ранее принадлежащего Торговому Дому В.И. Вебер и Ко, а ныне потомственному почетному гражданину Ф.А. Любищеву в районе Тульского уезда. Присовокупляю что произведенную оценку земли я признаю соответствующим местным ценам на землю и постановление Комиссии, изложеное в протоколе от 10 февраля сего года, по протесту поверенного Правления Московского Общества для сооружения и эксплоатации подъезных железных путей в России, присяжного поверенного А.В. Тейтель, нахожу вполне обоснованным. ”
     И.Д. Губернатора
     Вице-Губернатор А. Багговуть.

    
     Были народные волнения, когда из-за обещанных и не выплаченных деньгах за отчужденную землю, крестьяне перекрывали путь и задерживали поезда на несколько часов. Вот как это описано в газете "Русское слово" от 19 (6 по новому стилю) июля 1906 года.
    ТУЛА, 5, VII. Вчера около станции «Суворово» громадная толпа крестьян, вооруженная косами, остановила пассажирский поезд и продержала его в поле около четырех часов. Крестьяне угрожали задерживать и впредь все поезда до уплаты денег Тульско-Лихвинской дорогой за отчужденную у них под дорогу землю.
    
     Таким образом видно что Московское Общество Подъездных путей продолжало судиться с владельцами земель долгие годы, и завершился этот процесс только в 1917 году, когда, после революции, Тула-Лихвинская железная дорога была национализирована.