Тула-Лихвинская железная дорога в наши дни

Обновления сайта за 2025 год.


     1. Четвертого февраля 1905 года на станции Лихвин произошли народные волнения, ввиду отказа "Правления Московского Общества Подъездных Путей" в полной мере оплатить выполненные наемными рабочими работы по устройству линии.
     Многие земляные и неквалифицированные работы по строительству и обустройству земляного полотна на Тула-Лихвинской дороге производились нанятыми местными крестьянами. Они приходили со своим инструментом и подводами. На каждом участке работ присутствовал дорожный мастер, который руководил этой работой и учитывал выполненый объем и качество, а так же вел табель отработаного времени и заработанных денег для каждого из нанятых рабочих.
     Местные крестьяне охотно нанимались на данные работы, так как многие местные заводы на лето закрывались, многие крестьяне промышляли отхожим промыслом, а тут предлагались живые деньги почти у них около дома.
     Напомню, что со 2 февраля 1905 года началось временное движение поездов от станции Лихвин на Тулу. То есть все, ну или почти все, земляные работы к данному сроку были выполненны. И наемные рабочие стали требовать расчет.
     Итак: 4 февраля 1905 года на станции Лихвин Тула-Лихвинской железной дороги жандарм Карпухин и контроллер "Управления дороги" Розенберг послали нарочного в Лихвин с просьбой командировать кого-нибудь из чинов полиции для присутствия при расчете с крестьянами селений, прилегающих к означенной станции, заработанных ими денег. Так как дорожным мастером Антоном Олдоровичем Вяловым своевременно не велись табели на заработанные крестьянами деньги и задерживается расчет.
     4 февраля крестьяне стали собираться к вокзалу станции Лихвин и настоятельно требовать расчета, а когда им объявили, что до утверждения "Управлением дороги" табеля, их требования не могут быть удовлетворены, стали угрожать отцепить поезд, на котором готовились к отъезду агенты железной дороги.
     На требование жандарма разойтись, крестьяне ответили отказом. Особым поводом к возбуждению недовольства было присутствие самого мастера Вялова.
     Карпухиным был составлен протокол, а Розенберг объяснил крестьянам, что он немедленно приступит к расчету, но ожидает утверждения табеля. После этого крестьяне хотя и стали держать себя очень тихо, но они, Карпухин и Розенберг, опасаются как бы не произошло что-либо при открытии кассы и наплыва большой массы народа.
     На станцию Лихвин был командирован помощник Лихвинского исправника Рогульский. Крестьяне вели себя тихо. Часть была удовлетворена выданным зароботком сполна, а остальным объявили, что они будут разочтены до 10 февраля.
     Все крестьяне разошлись по домам очень мирно.
     Мастер Вялов зарекомендовал себя полнейшей небрежностью к своим обязанностям, вследствии чего произошел означенный беспорядок. От должности уволен 5 февраля.
     Лихвинским исправником получена из Тулы от "Управления дороги" телеграмма, что крестьян будут расчитывать ежедневно по ярлыкам выдаваемым командированными агентами железной дороги, о чем крестьян поставили в известность.
     По стране уже шла революция, а до револционных волнений в Лихвинском уезде 1905 года оставалось пол года...