Я много раз говорил, что Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороге не повезло. Её не то, что б не любили, её не замечали. Во времена деятельности дороги её тяготились (особенно в послевоенный период), а уж после закрытия отношение совсем уж стало свинским. Я не говорю об расхищении верхнего строения пути и мостовых перекрытий в 90-2000-х годах, речь идет о более раннем, советском периоде. Начальство от дороги отмахивалось, а люди разрушали все, что не могли утащить. И не про далекие лесные станции речь, достаточно вспомнить разрушенную инфраструктуру довольно развитой станции Дубна (вокзал, водокачка с паровым отоплением, механические мастерские), украденный в 80-х годах бак с водокачки ст. Рвы (людям живущим на территории ст. Рвы до сих пор приходиться пользоваться водой с пруда около СНТ им. 50 лет октября, это более 300 метров, а ведь оттуда на станцию была проложена труба и стоял насос). Песчаный балласт с насыпей расхищается. А что нельзя утащить, просто загаживается.
1. Станцию Бредихино не только разрушили, но и завалили мусором и она потонула в забвении.
О многих станциях Тула-Лихвинской дороги можно рассказывать довольно долго, но о ст. Бредихино бывшие машинисты обычно говорили:"Двухпутная пассажирская станция с деревянным вокзалом". И все. На период после Второй мировой войны деятельность станции заключалась только в пассажирских перевозках. А свидетелей более раннего периода, увы, застать не пришлось.
Станция Бредихино располагалась примерно на 38 км. линии ужд. Недалеко от места пересечения дорог из Тулы на Одоев и из Крапивны на Алексин, а так же рядом с тогда еще местами и временами судоходной рекой Упой.
Cело Воскресенское находится на другом берегу реки Упы, деревни Выглядовка и Дергаловка посчитали слишком маленькими и название Бредихино станции дали по ближайшему селу Бредихино (в то время его еще называли Ильинское).
Еще одним фактором размещения станции на данном месте стал, как уже когда-то говорилось, капитализм. Дело в том, что в селе Воскресенское было имение князя генерал-майора Николая Сергеевича Мальцова. Ему принадлежал построенный в 1895 году винокуренный завод, прекрасный дом в селе (в советское время в нем был детский дом, затем школа. Сейчас в разрушенном виде). На окружающих землях выращивались рожь и картофель. Крупный рогатый скот и свиней откармливали бардой с винокуренного завода, сочным клевером. Зерно и картошка шли на переработку винокуренным заводом для изготовления водки. Из курских и крымских имений Мальцов привозил фрукты и ягоды, на основе которых винокуренный завод выпускал настойки. Был приглашен управляющий и агроном-садовник, посажен липовый парк (в настоящее время уничтожен, на его месте построена новая школа и стадион). На реке Глутня в 1900 году запущена водяная мельница.
Вот некоторый список товаров и оборудования доставляемых на ст. Бредихино с разных мест в период с 1912 по 1917 годы:
1. Со ст. Тула-Лихвинская. Соль, керосин в 1912 году.
2. Со ст. Тула. Портланд-цемент 90 бочек в 1913 году, кукуруза - 450 пудов 1913 год, лак кровельный масляный, крупа ядро 1916 год.
3. Со ст. Труфаново. Жмых семянной 1913 год.
4. Со ст. Веригино. Клевер семянной 1913 год.
5. Со ст. Гурьевка. Дрова осиновые 1916 год.
6. Со ст. Ханино. Саженцы елки 1917 год.
7. Со ст. Александров. Картофелечистка -4 шт. и их части. Фирма Вержбловский и сыновья 24.04.1916 год.
9. Со ст. Брянск. Портланд-цемент в 1916 году.
10. Со ст. Лобня. Земледельческое орудие - каток 23,3 пуд. 1916 год.
И некоторый список товаров отправляемых со ст. Бредихино из экономии Н.С. Мальцова:
1. На ст. Тула-Лихвинская. Масло коровье, телята живые 1914 год. Молоко в бочках (4-5 бочек каждый день).
2. На ст. Тула. Жмых конопли, длинный формат 1000 пудов (стоимость 787 руб.) Ящик частей для земледеятельских машин (по видимому в ремонт) 1916 год.
Еще со станции Бредихино отправляли зерновые, рожь, ячмень, чечевицу. Причем зерновые в пудах отправлялись больше чем со всех остальных станций Тула-Лихвинской ужд.
Как видно из списка товаров и оборудования, все они относились к сельскохозяйственной деятельности. Оборудование для винокуренного завода не числится. Даже барда не указана. По видимому винзавод обслуживала полностью станция Веригино.
Земля для прокладки линии Тула-Лихкинской ужд. и размещения станций Бредихино и Веригино отчуждалась из имения Н.С. Мальцова.
На станции Бредихино, как утверждают бывшие машинисты, было два пути, проходной и обгонный, но есть вероятность того, что их когда-то было три. Возможно третий путь был не проходной, а тупиковый и использовался для обслуживания нужд владений Н.С. Мальцова. На территории прослеживается уширение с другой стороны от вокзала и видна куча битого кирпича. Что может свидетельствовать о наличии склада или пакгауза. Дело в том, что между главным путем и остатками строения ровная площадка и остается достаточный промежуток, чтоб там мог разместиться еще один путь. Очень похоже, что он там и был. Возможно, что когда экономия Н.С. Мальцова, после его эмиграции во Францию в 1919 году, развалилась (так как в 1918 году было проведено перераспределение владения землей "Более правильный раздел земли") третий путь разобрали, но точно до Второй мировой войны.
Вокзал ст. Бредихино находился справа от путей, при движении из Тулы в Лихвин и представлял из себя одноэтажное деревянное здание на бутовом каменном фундаменте. Длина вокзала была 15 метров, ширина 6 метров. Вокзал состоял из зала ожидания 3 класса, зала ожидания 1 и 2 класса и комнаты начальника станции. Перед вокзалом, похоже, был низкий земляной перрон. В 8 метрах сзади, справа, находилось отхожее место размером 2,5 на 1,5 метра. В 18 метрах, перед вокзалом, справа, находилось строение размерами 3 на 2,5 метра. Расположение и очертания очень похожи как и на ст. Суворово. Возможно это будка обходчика с сараем для ручной дрезины, а может пакгауз. Водокачки на станции не было. Имелись багажные весы.
Разветвление путей, если судить по оставшемуся полотну насыпей, начиналось за 90 метров от вокзала. Сначала отходил первый путь вправо, к вокзалу, затем, похоже, через несколько метров от главного пути отходил третий путь. Около него, напротив вокзала, видно разрушенное строение размерами 4,5 на 3 метра. Предположу что здесь временно хранили продукцию и оборудование для экономии Н.С. Мальцова до момента отправки или при доставке на станцию.
Дальнейшая территория ст. Бредихино разрушена постройкой силосной ямы и определить размеры станции невозможно. Дело в том, что многие станции на Тула-Лихвинской ужд имели не зеркальное расположение путей относительно вокзала (например ст. Ясеновая, ст. Дубна, ст. Суворово), но если верить спутниковым картам на ст. Бредихино, похоже, вокзал был, относительно, посередине. Таким образом можно сделать заключение что размер станции был, приблизительно, 200-250 метров в длину и около 70 метров в ширину. Остатков строений для жилых домов персонала станции обнаружить не удалось, очень много мусора. Так же не было обнаружено фруктовых деревьев, обычных маркеров жилых строений.
Оказалось большой удачей ранняя весна 2023 года. Дело в том, что на территории станции Бредихино (скорее всего после 1982 года, потому что рельс под завалами земли обнаружено не было, а их демонтировали от ст. Дубны до ст. Труфаново в 1982 году) была построена большая силосная яма. Грунт для ее отсыпки брался прямо на территории станции и большая часть насыпей оказалась срыта. Оставшееся пространство сильно заросло высокой сорной травой и кустарником, а так же очень сильно завалено строительным и бытовым мусором. Если пропустить период ранней весны, когда только сойдет снег, разглядеть остатки станции практически не представляется возможным.
Мусор очень сильно мешает производить исследования, да даже пройти местами сложно и опасно. Мимо, в сторону речки Глутня, проходит грунтовая дорога, но даже с нее территория станции не просматривается. Люди очень постарались в уничтожении этого железнодорожного объекта.
Получилось как и с другими станциями на дороге. Станцию Бредихино изначально строили для обслуживания имения Николая Сергеевича Мальцова и сопутствующих ему структур. Когда развалилось первое, начало разрушаться и второе. Я нахожу этот симбиоз знаковым, вспоминая судьбу брошенных деревень после закрытия ст. Ясеновая Такая беда для маленьких дорог и маленьких селений.
2. Попался такой интересный документ датированный 13 марта 1913 года. Со второго марта 1910 года в Туле вышел закон, что со всех грузов, прибывающих или отправляемых железнодорожным транспортом на ст. Тула, взимается денежный сбор. Жаль не указан процент от стоимости или веса груза. Так как Тула-Лихвинская дорога была узкоколейная, а Курская ширококолейная, то грузы, в адресаты на станции ужд и с них, не могли следовать транзитом через ст. Тула, а в обязательном порядке перегружались на ст. Тула-Лихвинская. Таким образом со всех этих грузов получается с марта 1910 года взымался денежный сбор. До какого срока действовало это правило выяснить не удалось.
|
|