Тула - Лихвинская УЖД след в истории


     Залежи железной руды разбросаны по территории всей Тульской области. К западу от Тулы находили руду в с. Кипеть, с. Ханино, г. Лихвине, д. Беляево, п. Черепеть, с. Марково, д. Овсянниково, д. Клевцово. Но железо добывали не на всех этих местах. У деревни Овсянниково руду начали добывать местные крестьяне в 1876 году, доставая 1 тыс. пудов в год. Самым крупным оказалось Клевцово-Колонтаевское месторождение, разработки которого начались в XX веке, в 1904-1906 году добыто 2500 пудов в год которые поставлялись на местные Ханинский и Богдановский чугунолитейные заводы. В 1764-1765 году в Лихвинском уезде был построен железный завод купцом Иваном Поповым в сельце Селивановом, при впадении реки Черепеть в Оку в 9 верстах от Лихвина. Тут действовал доменный цех, горн и молотовая. Чугуна ежегодно выплавлялось 18000 пудов, переплавляли в железо 7000 пудов. В 1757 году местный помещик А.И. Шулепов, на левом берегу реки Черепеть, построил здание и установил горны для плавки металла и 60-ти пудовый молот для ковки железа. Вскоре Шулепов умер, оставив наследниками жену с малолетним сыном. Вдова оказалось беспомощной в хозяйственных делах и 15 октября 1760 года она сдает завод в аренду тульскому купцу Попову. В конце 1765 года Попов стал владеть заводом. После его смерти заводом владели внук Попова, П. Демидов, советники Билибины, в конце 19-го века промышленник П.И. Веревкин.
     Хозяева чугуноплавильных, кирпичных, винных, спиртовых заводов, каменных и песчаных карьеров, поставщики леса и владельцы угольных шахт, были кровно заинтересованы в транспортировке продукции и сырья. В Калужской губернии их интересы лоббировал генерал-майор Погожев. Еще в 1890 году он выступил в "Калужских Губернских Ведомостях" с заметкой о необходимости сооружения пути от станции Тула до г. Лихвина. "С её осуществлением не только будет предотвращена возможность совершенного упадка промышленности в Калужской губернии, но, без сомнения, увеличится столь желаемая выплавка чугуна из местного сырьевого материала в первый же год действия железнодорожного пути, по крайней мере в двое"
     Тула-Лихвинская железная дорога, построенная в 1905 году, связывала эти предприятия с Тулой. Осуществляла доставку продукции и сырья, а так же пассажиров. Заводы были в Веригино (спиртовой), Дубне (чугуноплавильный), Ясеновой (Володинский чугуноплавильный и лесопильный), Ханино (чугуноплавильный), Богданово (чугуноплавильный), Черепети (чугуноплавильный и винный) и Лихвине. Она была единственной транспортной артерией связывающей эти районы с остальной частью страны. В то время на линии работало около 30 паровозов.
     Сыграла дорога свою роль и во время революции, вернее после нее.
     В 1921 году от станции Суворово к Северо-Ватцевскому лесничеству была проложена ветка длинной примерно 16 км. для подвозки дров. В дальнейшем это топливо под эгидой общества "Главтоп" транспортировалось по узкоколейке в Тулу для нужд заводов города Тулы, а также населения. Вообще в то время в связи с топливным кризисом, из-за разрухи гражданской войны, было построено множество небольших ответвлений от главного пути, куда загоняли платформы и где заготовляли дрова.
     В это же время от станции Рвы до электростанции Судаковского завода была проложена ветка длиною в 5 верст, для доставки топлива. Эта электростанция снабжала электричеством Тулу.
     В 1921 году по указанию совета народных комисаров и в связи с неблагополучной обстановкой на юге страны, на участок 17 км. линии Тула-Лихвинская были выселены заподозренные в сочувствии белой гвардии, а также их семьи. Они построили дома и жили в них примерно до конца Второй Мировой войны. В то время на этом участке был непроходимый лес и до ближайшей деревни было не меньше 4 км. С тех пор это место называется "Белая будка".
     В 1931 году началась постройка железной дороги широкой колеи от Тулы до Сухиничей, через Козельск. В этой постройке неоценимую роль сыграла узкоколейка. На свою беду, ведь благодаря параллельному пролеганию трасс двух дорог был закрыт участок узкоколейки от Лихвина до Ханино, весной - летом в 1943 году.
     Великая Отечественная война пришла на территорию Тульской области, когда 19 октября немецко-фашисткими войсками был занят город Лихвин. Оборону по правому берегу реки Оки, недалеко от станции Лихвин держали сводные рабочие полки из тульских железнодорожников и рабочих Оружейного завода. Враг с боем оттеснил наши части до станции Черепеть. Ввиду господства над местностью высокого левого берега, огнем артиллерии, обороняющиеся были выбиты со своих позиций и 21 октября, в районе станции Збродово и села Васильевское, истребительные батальоны Тулы, снова вступили в бой с регулярными частями 43 армейского корпуса немецкой армии.
     C 22 по 24 октября истребительные батальоны и резервная бригада НКВД обороняют станцию Ханино. 24 октября противник занял Ханино и продолжает теснить наши части в направлении Лихвин-Тула. Из Ханино враг проводит разведку на Титово, Протасово, Одоев. Активизировались партизанские отряды в районе города Белев и п. Черепеть.
     Около города Дубна 28 октября остановлено до 20 танков противника. Линия обороны проходила от станции Бредихино до реки Упа по линии УЖД.
     29 октября была занята немцами станция Рвы. При этом был сожжен вокзал вместе с начальником станции и несколькими красноармейцами.
     30 октября в 7 часов 30 минут части полка "Великая Германия" предприняли первую атаку на Тулу, началась оборона города продлившаяся до 6 декабря 1941 года.
     13 декабря неподалеку от Дубны, колхозники вооружившись вилами и кольями, напали на группу немецких солдат и обратили их в бегство.
     14 декабря освобождена станция Рвы, Труфаново, Бредихино, Веригино и Дубна.
     16-17 декабря подвижная группа 50-й армии, куда входила 112-я танковая дивизия получила задачу ударом через Дубну и Ханино овладеть г. Калуга.
     19 декабря освобожден поселок Ханино. Партизанский отряд "Передовой" Черепетского района сорвал эвакуацию немцев из г. Лихвин, взорвав железную дорогу широкой колеи в районе станции Мышбор и отрезал путь к отступлению.
     22 декабря освобожден поселок Черепеть.
     26 декабря освобожден город Лихвин.
     Во время окупации Тульской области Тула-Лихвинская железная дорога оставалась почти единственным источником снабжения города Тулы дровами.
     После освобождения города Тула-Лихвинскую железную дорогу быстро восстановили. При наступлении частей Красной армии по УЖД подвозились к фронту боеприпасы, техника и солдаты, обратно, в Тулу, везли раненых, обмороженных, топливо и продовольствие для города.
     В 50-70 годы Тула-Лихвинская железная дорога способствовала поднятию сельского хозяйства и промышленности в районе к западу от Тулы и из-за плохого состояния дорог оставалась практически единственной всепогодной дорогой. В это время на ней работало восемь локомотивов, и это на 83 км. длины трассы, множество товарных составов, а так же осуществлялись пассажирские перевозки.
     C 1964 года на станции и окружающие поселки было проведено электричество.
     С развитием автодорог и увеличением объема перевозок линия перестала справляться со своей задачей и была закрыта по частям. В конце 1969 года закрыт участок от Дубны до Ханино. В 1972 году закрыт участок Труфаново-Дубна. При этом, в 60-х годах, дорога приносила прибыль около 2-х миллионов рублей в год.
     Последний участок Тула-Труфаново прослужил до конца 1996 года. По нему осуществлялись только пассажирские перевозки. Появились новые остановочные пункты 5, 7, 9, 15, 17, 20 и 22 км. Обслуживала дорога в основном дачников, охотников, грибников и жителей окружающих деревень.
     С 1997 по 1998 год по линии не прошел ни один поезд. И в 1998 году линию стали разворовывать. Сначала были украдены рельсы небольшими участками (до 40 м.) в районе 15-17 км., потом в районе 7-8 км. В 2000 году воровство приняло массовый характер и на линии не осталось рельсового пути.
     В 2000 году приказом из министерства путей сообщения московской железной дороги, Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога перестала существовать юридически. Оставшиеся локомотивы и вагоны были частично отправлены на детские железные дороги, а остальную технику уничтожили. На месте депо теперь гараж для грузовой автотехники.