Тула - Лихвинская УЖД публикации в СМИ


     1. Газета "Русское слово" от 19 (6 по новому стилю) июля 1906 года.
     Телеграммы наших корреспондентов.
    Крестьянское движение
ТУЛА, 5, VII. Вчера около станции «Суворово» громадная толпа крестьян, вооруженная косами, остановила пассажирский поезд и продержала его в поле около четырех часов. Крестьяне угрожали задерживать и впредь все поезда до уплаты денег Тульско-Лихвинской дорогой за отчужденную у них под дорогу землю.

     2. Журнал "Железнодорожное дело".
     19 июля 1910 г. По узкоколейной железной дороге Тула - Лихвинская шел поезд №4, состоявший из трех пассажирских, одного багажного и двух товарных вагонов.
     На 85 км (версте, это около ст. Ханино) от Тулы, во время разразившейся грозы, ураганный порыв ветра опрокинул все вагоны. На пути остался только паровоз. Пять пассажиров получили небольшие травмы. Медицинская помощь им была оказана ехавшим в поезде врачом.
     Описывая этот случай, журнал "Железнодорожное дело" отмечал, что "без сомнения, это первый в России случай опрокидывания поезда бурею, свидетельствующий, конечно, не только о силе той бури, но и об относительной легкости вагонов узкоколейной Тула-Лихвинской железной дороги".



     3. "По опушкам на кукушке" Ждакаев Д. газета "Молодой коммунар". — 03.09.1991. Фото Андрей Лыженков (на фото о.п 9 км. "Судаково", о.п. 17 км. "Белая будка", машинист Бабушкин Виктор Андреевич, остальные фото ст. Труфаново)

     Станция Тула-Лихвинская. 8-30 утра. У вокзальчика пристроился пригородный поезд до деревни Труфаново. Народу немного. День будний. Мы, вместе с остальными, прыгаем в вагон...
     "Кукушка" прокричала петухом и мы тронулись. Вернее тронулись не мы, а поезд, который в народе окрестили "кукушкой". Голос "кукушкиного" гудка оказался, на удивление, густой и мощный, совсем не под стать трамвайному виду.
     От Лихвинки начинается путь одной из немногих уцелевших в Союзе узкоколейных железных дорог (исключение Рига. Винница, некоторые другие места). Тепловозик, больше похожий на трамвай, тянет за собой четыре вагончика. Почему собственно "кукушка"? Все это больше напоминает кузнечика - миниатюрные размеры, зеленое тельце и просто бешенные скачки на рельсах.
     От Тулы до Труфаново пять станций. Или двадцать пять верст по шпалам. Или ровно полтора часа ходу "кукушки". "Во раскочегарил-то!" восторженный возглас одной из пассажирок, когда поезд. раскачиваясь с боку на бок, набрал скорость километров до двадцати в час (в тот момент нас мог обогнать даже мальчик на велосипеде).
     Неторопливо, почти с одышкой, продвигается вперед старенький тепловоз. Суета, которая нас достала, остается где-то в другом месте. Это ощущение чисто физическое. В вагоне - размеренные и солидные, как жизнь пожилого человека, беседы. О вкусовых качествах соленых опят, о нынешнем урожае яблок и лесных орехов, об удачных конструкциях приусадебных строений, о модели мироздания и еще об очень многих важных вещах. Кто-то, почти как курево, стреляет у соседа газету: "Оставьте почитать...". Где-то между станцией Рвы и Солнышко запас бытовых тем иссякает и разговор переходит на политику, в частности, на недавние события из серии "Революция продолжается". Но это уже не столь интересно.
     "Вот они, коровы!" впечатление девочки у окна из разряда очень сильных. "Кукушка" приветственно гудит. Пастух, вынимая изо рта папироску, лениво машет в ответ. Проскочив поляну, поезд снова врезается в лесной туннель. Здесь отчетливей, чем в городе, чувствуется осень. Утренний туман и запотевшие стекла вагонов, которые приходится время от времени протирать ладонью, чтоб не пропустить что-то интересное.
     Услугами "кукукшки" пользуются дачники. грибники, орешники. Из Тулы отправляются с пустыми кошелками и невыспавшимися лицами. Назад редко кто возвращается без добычи. Знатоки говорят, что для грибников пока не сезон, зато орехов в лесу - тьма. В будние дни пассажиров немного. Зато в субботу и воскресенье приходиться цеплять три дополнительных вагончика и все равно народ забивает все жизненное пространство вагонов, висит на подножках и устраивается прямо на крышах.
     Народу нужно на природу. В лес или на дачу. К тому же для жителей близлежащих деревень узкоколейка - почти единственная коммуникация, связывающая их с цивилизацией. Но не все это понимают. Дорога давно уже попала в разряд нерентабельных и неперспективных. Несколько раз пытались её закрыть. И закрывали. Дело в том, что настоящая протяженность узкоколейки - аж до Лихвина (то есть Чекалина). Вот почему и станция называется Тула-Лихвинская. Построена железная дорога была в 1900 году и связывала важнейшие промышленные объекты чугунолитейные, спиртзаводы и т.д. Есть сведения что на лихвинской дороге бывал Лев Николаевич Толстой. Если и не ездил, то во всяком случае, видел поезда. Все это время дорога нормально функционировала, а после войны рельсы начали потихоньку ломать. В 1968 году доломали до Труфаново. И останавливаться на достигнутом не собирались, поскольку тогдашний начальник железной дороги принял весьма оригинальное решение: узкоколейку ликвидировать, а пассажиров из Труфаново в Тулу и обратно возить самолетами (даже начали строить аэродром).
     Несмотря ни на что, дорога продолжает стоять. Правда, если лет двадцать назад тепловозы по ней бегали километров по 40 в час, то теперь не больше 10-15. "Иначе можно улететь!". Не в космос, конечно, а под откос. Это популярно объяснил нам Виктор Бабушкин, который водит поезда здесь с 1958 года (и может делать это с завязанными глазами). Еще он сказал, что едем мы не на "кукушке", а на тепловозе ТУ-2. И что пути скоро так износятся, что по ним нельзя будет и пешком ходить, а он помнит еще времена, когда откосы были аккуратно выложены булыжником и на них было написано что-то вроде "Слава труду" и "Слава великому советскому народу". Слава нам всем!
     Голубой вагон бежит, качается. Он просто не может не качаться. потому что рельсы лежат не на шпалах. а фактически на земле. Говорят здесь можно увидеть рельсы с клеймом 1897 года. Ветераны, словом в строю.
     Сколько еще прослужит дорога? Трудно сказать. Хотелось чтобы подольше. Ведь это целый музей под открытым небом. Где еще можно выйти из лесу и "проголосовать" на рельсах? Остановка по заявкам трудящихся. Где еще можно из вагона увидеть столько зверья: кабанов, лосей, косуль? Зоопарк из окошка...
     Умные люди такие дороги ремонтируют. В московской области кооператоры починили сто километров узкоколейной железной дороги и она начала приносить прибыль. Что ждет лихвинскую узкоколейку?



     Следующий материал оставляет гнетущее впечатление. Видно что автор статей пытается вскрыть проблему, но является полностью некомпетентным и опирается на источник ОБС. Люди по средствам местной прессы боролись за право добираться до деревень и дач на "кукушке", альтернативы которой в те времена для многих практически не существовало.
     Действительно в начале 1972 года Советом депутатов трудящихся под председательством Г. Игошева рассматривался вопрос замены узкоколейного железнодорожного движения до ст. Труфаново авиасообщением (до Суворова было такое на АН-2), а до Бредихино, Кураково, Рвы организовать автобусное сообщение, даже существует документ об этом. В начале 90-х для МПС узкоколейка стала окончательно нерентабельна и руководство Тульского отделения Московской железной дороги вышло к областному начальству Тульской области с инициативой повысить стоимость проезда или заменить поезда автобусами. Но тогда еще было остаточное советское правительство и остаточное советское мышление. Люди имели множество дач по линии УЖД, куда не было автобусных маршрутов и взять их было негде и ближайшие к дороге деревни остерегались бросать без транспорта. Понимали, что сильное увеличение стоимости проезда ударит по нищающему населению. Было принято решение об возмещении денежных потерь по эксплуатации УЖД Тула-Труфаново со стороны областного бюджета и фиксировано, незначительно, поднять стоимость проезда. МПС ежегодно присылало перечень затрат на эксплуатацию УЖД и областное правительство их частично или полностью компенсировало. Так, с переменным успехом, продолжалось примерно до 1995-96 годов. Документы об этом так же существуют.


     4. "Дорога которая вышла из колеи" Ждакаев Д. газета "Молодой коммунар". — 26.10.1991.

     Едва успев проехаться "По опушка на кукушке", мы получили известие, которое нельзя назвать радостным. По всей видимости, узкоколейную железную дорогу Тула-Труфаново, о которой шла речь в том материале, ждет близкая кончина.
     Это сообщение принес в редакцию один из постоянных читателей газеты, пожелавший остаться инкогнито. По словам этого человека. довольно близкого к сферам высокого железнодорожного начальства (у нас нет оснований ему не доверять), там принято секретное решение нынешней зимой похоронить узкоколейку под снегом. Участок пути от станции Рвы до станции Труфаново просто не станут очищать от снежных заносов, а по весне непогода и талые воды, скажут свое веское слово, и полотно, и без того дышащее на ладан, станет таким, что любая езда по нему будет под силу только каскадерам.
     Узкоколейная дорога, отлично знакомая многим тулякам, находится теперь в ужасном состоянии. Специалисты говорят, что ремонта не было уже многие годы, а если и предпринимались какие-то меры, то их трудно назвать даже косметическими. Здесь встречаются столетние рельсы, по которым паровозик бежит не больше 10-15 верст в час, рискуя, в противном случае, сверзиться под откос и навечно сделать в Коммуне остановку (вернее, на ближайшем кладбище паровозов). Шпалы тоже годятся разве что на дрова, а в некоторых местах лежат и вовсе на земле, делая дорогу полной приключений и неожиданностей.
     Железная дорога Тула-Лихвин (отсюда и пошло название станции Тула-Лихвинская) была построена в начале века германо-бельгийско-российским акционерным обществом. Но такой солидный возраст, как утверждает мудрая наука геронтология,- еще не повод для кончины. В те годы узкоколейка трудилась "на всю железку". Связывала важнейшие промышленные объекты того времени: чугунолитейные, спиртзаводы и т.д. Во время войны обеспечивала туляков продовольствием и топливом, а потом, постепенно, стала терять былую надобность в глазах руководства. Дорогу стали поэтапно сокращать, полотно разбирать. Сперва до Ханино, после до Дубны. В 1968 ударными темпами добрались до Труфаново. В том году, как утверждают очевидцы, руководство дороги перевыполнило план по сдачи металлолома и получило огромную премию. Тогдашний начальник Тульского отделения Московской железной дороги не собирался останавливаться на достигнутом. Планировалось полное закрытие узкоколейки (представьте, сколько железного лома можно было сдать родине), а пассажиров из Труфаново в Тулу (25 км. пути и обратно) доставлять самолетами Аэрофлота. Проект уже был на мази. даже началось грандиозное строительство аэродрома в Труфаново. Однако обстоятельства помещали внедрению в жизнь смелого замысла и самый надежный в мире флот на сей раз остался не у дел.
     После того случая было еше несколько попыток избавиться от дороги. В начале восьмидесятый узкоколейку буквально отстоял "Молодой коммунар". Каждый раз когда приходила весть о предполагаемом закрытии дороги, немногочисленная общественность вставала на дыбы и железнодорожному начальству приходилось идти на попятный. Если верны сведения, которыми мы располагаем, то на сей раз тактика другая: без предварительного объявления войны прекратить движение поездов по техническим причинам и заставить пассажиров капитулировать без боя. Сначала паровозик будет ходить до Рвов (там много дач железнодорожников), а некоторое время спустя и его ждет участь старой рабочей лошади, вышедшей на пенсию.
     Проще всего, конечно пропеть грустным голосом: постой паровоз, не стучите колеса. Кондуктор, нажми на тормоза... Слова для реквиема готовы. Музыку заказывает тот, кому не выгодно существование узкоколейки. Однако нет еще официальной похоронки. Дорога не приносит прибыли, требует капитального ремонта? Все так (наверно даже плату за проезд не повышают, что бы не было никаких сомнений в нерентабельности), но есть и другая сторона проблемы, от которой убытки куда хлеще.
     С тех пор, как перестала существовать узкая колея до Лихвина, стала замирать жизнь в близлежащих селениях. Обезлюдили деревни на всем протяжении бывшей железной дороги. В них остались старики, на люди неспособные куда-либо перебраться. Без предварительной подготовки были порушены связи с цивилизацией, вся инфраструктура местности. Люди, которые когда-то кормили город ушли на теплые места и сами превратились в простых потребителей. Продовольственная программа - в действии. И это не единичный пример. Это случается везде, где рвутся более или менее крепкие связи села с городом...
     Предположим худший вариант. Людей лишат возможности добираться до деревни, дачи, леса наконец, поездом. Остаются автобусные маршруты, поскольку воздушного (как в былые времена) и водного сообщения уже никто не предлагает. Не думаем, что обществу это обойдется дешевле. Учитывая дефицит горючего, запчастей, самих автобусов, а так же стоимость асфальтовых дорог, можно предположить что это будет гораздо дороже. Теперь прикиньте, сколько автобусов потребуется для перевозки всех желающих, если в выходные дни "кукушка" так набита, что опоздавшим приходится занимать места на крышах вагонов (благо условия позволяют). Так как на крыше автобуса мало кто захочет путешествовать, то народу просто-напросто придется топать по шпалам (если они останутся) пешком.
     В своем сентябрьском материале мы спрашивали неизвестно кого: сколько может простоять дорога? Хотелось чтоб побольше. И еще говорили, что умные люди узкоколейные дороги во всем мире восстанавливают, создают музеи под открытым небом. Даже у нас в Союзе, в Подмосковье, кооператоры взяли под свою опеку похожую узкоколейку, и она нормально функционирует. Как ни парадоксально, но чтоб тульская дорога приносила барыши, её нужно не ломать, а починить и удлинить. возрастет поток пассажиров, а соответственно - такса за проезд. Людям по зарез нужно нормальное железнодорожное сообщение. Наш читатель, о котором упоминалось в начале, беседовал с офицерами полка гражданской обороны, базирующегося в районе Кураково. Они всячески заинтересованы в восстановлении дороги и готовы оказать посильную в том помощь, поскольку добираться до Тулы приходится с бог знает какими сложностями, а подвоз всего необходимого и вовсе затруднен. Думаем людей солидарных с ними найдется не одна тысяча. Или нам снова придется организовывать какое-нибудь германо-бельгийско-российское акционерное общество?
     Знаете, есть такая народная мудрость: поздно пить боржоми, когда печень отвалилась. Может звучит грубовато, но боржоми пить скоро будет поздно. Поскольку реставрировать будет уже нечего. Только осенью мы катались на "кукушке" и испытывали почти детский кайф: неторопливое шествие по лесным опушкам, когда ветви стучатся в окно, а если сесть на подножку, то стебельки трав бьют по ногам. (Мы разговаривали с разными, отнюдь не сентиментальными людьми, но у всех впечатление о поездке какое-то восторженное, словно после долгого, долгого перерыва снова попали в цирк). Всего этого может не быть уже нынешней весной. Особо ретивых защитников дороги застращают аварийностью, скажут что поезд нельзя пускать, потому что пассажиры могут угодить на тот свет. А у нас с этим строго. Крушений нам хватает на широкой колее. Они идут параллельно с крушением наших идеалов...
     Документальных факторов подтверждающих печальную участь узкоколейной дороги у нас нет. Пренебрежительное отношение к её нуждам может дать лишь косвенное подтверждение. В этой ситуации большую помощь могут оказать народные депутаты, живущие в окрестностях узкоколейки или имеющие там дачи. Мы обращаемся к ним с просьбой заинтересоваться судьбой уникальной дороги, сделать депутатские запросы и подтвердить или развеять сведения относительно близкого её конца.



     5. "Кукушка", или О любви к родным местам" Л. Андреев газета "Тула вечерняя". — 25.01.1994.

     Дороги! Сколько их во всей России? Морские, воздушные, железные... И чем прямее они, тем быстрее связывают нас, людей. Независимо от своего назначения и величины, все они являются артериями, несущими жизнь большим и малым организмам, называющимся населенными пунктами. Об одной из них мне и хочется рассказать тулякам. Итак, узкоколейная железная дорога Тула - Лихвин (Чекалин).
     Что помнят об этой узкоколейке старожилы? Дорога проходила через живописные лесные массивы, заливные луга, над множеством речушек, мимо дачных мест и селений. Грибы, ягоды, орехи, а в водоемах изобилие рыбы делали поездку в эти места удивительно романтической и любимой для туляков.
     Желающих уехать в выходные дни по этому маршруту собиралось так много, что небольшой паровозик просто не в силах был сдвинуться с места. Ведь пассажиры даже залезали на крыши вагонов и, конечно, ехали на подножках.
     ...Натужно пыхтя, поезд отправляется в путь. Издали он напоминает большую стальную гусеницу-работягу, надрывающуюся на подъемах. Голоса в вагонах и на крышах становятся спокойнее, а потом и вообще стихают под монотонное постукивание колес и размеренное покачивание. Бок о бок спали крестьяне и горожане, туляки, воскресенцы, дубинци и лихвинцы, пассажиры всех возрастов.
     Тяжелый воздух Тулы, гарь и пыль с Косой Горы были давно позади. Начинались благодатные места еще не загубленной природы. Тускнели звезды. Короткая летняя ночь кончилась. И вот уже зашевелились, задвигались люди к выходу на станции Рвы. В вагоне стало свободнее.
     После Труфаново поезд еще долго стоял на разъезде, пропуская грузовые составы с лесом, щебнем, отопительными батареями, чугунными изделиями для печей, продуктами животноводства и птицеводства для Тулы.
     Незаметно подъехали к станции Кураково. На небольшой площадке крестьяне с бидонами, корзинами, кастрюлями с мочеными яблоками, солеными грибами - в ожидании пассажирского поезда до областного центра.
     Поблизости стояли когда-то высокие, стройные сосны. И были тогда там пионерские лагеря. Дети, дети! Как обещали им отдать узкоколейку, что бы была к них своя детская железная дорога... А в тупике всегда стояло несколько платформ со щебнем из местного карьера.
     Отсюда до Никольского рукой подать. Там Упа ускоряет свое течение, есть там и омуты, где когда-то водились речные "киты" - сомы. Помнится, однажды одурев от полуденной жары, набрели мы на небольшой зеленый островок, перебрались на него и почти до вечера отдыхали.
     Вот и Воскресенское. От станции до Упы идти считанные минуты. Огромной высоты железнодорожный мост. Для пешеходов проложена по нему узкая, всего в три доски, дорожка. Если посмотреть, бывало, вниз на бушующую темную воду, то становилось, довольно-таки, неприятно. Ныне же Упа в этих местах заметно обмелела.
     В минувшую войну здесь погибло много наших солдат. В центре Воскресенского, или, как его теперь не редко называют, Воскресенска, вблизи автострады, высится массивный белый памятник с высеченными фамилиями и именами защитников Тулы. Есть тут и полуразрушенная церковь, которая явно заслуживает реставрации и охранной доски.
     Славился Воскресенск вкусным, местного печения, хлебом! Ныне, в искусственных водоемах выращивают карпа, толстолобиков, есть и большой спиртзавод.
     Станция Бредихино... Станция Веригино - здесь Упа как бы узкая дорожка в зарослях из желтых кувшинок. В Опочне еще сохранились, частично, следы эпохи Петра Великого - громадные шлюзы торчат из воды, они образовали затор дя её спокойного течения. Тут стремнина. И вот подъезжаем к Дубне. Название поселок получил от деревьев, в изобилии произраставших в этих местах. В 1740 году промышленником Ф. Мосоловым здесь был построен чугунолитейный завод, где выпускались отопительные приборы, чугуны, сковороды, узорчатые дверцы, решетки для печей, ребристые трубы. А весь Дубенский район и поныне является крупным поставщиком картофеля. А еще здесь очень вкусная вода в колодцах, которую можно преподнести как минеральную.
     Скоро древний Лихвин, расположенный на высоте 50 метров над Окой. Его население при сражении с врагами (а таковых всегда бывало много) отличалось необыкновенной лихостью. А назывался он первоначально - Вин. Точная дата рождения неизвестна. При выборочных раскопках предположительную дату относят к XII веку. В середине XVI века город входил в оборонительную черту Московского государства. До сих пор в городе сохранилось много природных и исторических памятников, которые необходимо восстановить и сберечь. Антирелигиозная истерия прошла, конечно, и здесь. С большими трудностями и благодаря усердию о. Анатолия, настоятеля, удалось восстановить прекрасный Введенский храм. Другие два храма - в руинах.
     Сейчас промышленность города состоит из молокозавода, хлебопекарни, цеха по разливу прохладительных напитков, промышленного комбината. леспромхоза. Есть школа, дом культуры, санаторий "Краинка" - поблизости. Древнее название - Лихвин. Справедливо! Но беды древнего Лихвина не закончились и в мирные времена.
     В свое время начальник Тульского отделения Московской железной дороги лишил этот городок его главной артерии - разобрал узкоколейку вопреки здравому смыслу и протестам жителей Лихвина, Дубны и Тулы. Фамилию начальника старожилы запомнили - Загатин. Он не только распорядился насчет узкоколейки, но и приказал разрушить даже мосты...
     Прошло совсем немного времени, и узкоколейная ветка сократилась от Тулы до Труфаново. Попросту - дорога в никуда. Довершить это подлое дело, в свое время, не дали туляки, не помогла и излюбленная тактика, к которой прибегал частенько Загатин, ссылаясь на "нерентабельность" дороги.
     Давно уже жители Привокзального (да и других районов Тулы) ощущают нехватку продовольственной подмоги из сел. Ко всему перечисленному туляков лишили возможности загородного отдыха, уж не говоря о том, что у многих туляков дачи расположены за Труфаново.
     Дорогу надо обязательно восстановить, нужно и можно развивать промышленность по всей линии узкоколейки. Какую промышленность?
     Пожалуйста, отвечу. Например цехи по изготовлению консервированных овощей, соков, паст, хрустящего картофеля, всевозможных варений и повидла, джемов и т.д. Именно так и было когда-то задумано, когда дорога строилась нашими предками. Нынче её восстановить - решить многие экономические проблемы.
     Тот, кто бывал на нашем центральном автовокзале, не мог не заметить, как маленький, желтенький ПАЗик, похожий на божью коровку, после атаки на него желающих уехать на Дубну, с трудом отползает от стоянки, так как его грузоподъемность в три раза меньше, о вместительности уже и говорить не приходиться. А до Лихвина-то как добраться?!
     В России главным бичом испокон веков всегда были дураки и дороги. Вот и получается, сколько ни живем, сколько не получаем по лбу, а все старая поговорка верна.



     6. "Не станут ли дачники пешеходами?" Т. Днестрова газета "Коммунар". — 01.03.1994.

     И вновь на Тульском отделении Московской железной дороги возникает вопрос о закрытии узкоколейки. В чем причина?
     Представляю с какой тревогой прочитают эти строки тысячи дачников, для которых единственный способ передвижения, единственное окошко в их дачный мир - узкоколейка Тула-Лихвинская - Труфаново. А каково придется жителям окрестных деревень, автобусы в которые не ходят? И пусть 24 километровый путь этот мини-тепловоз с маленькими вагонами одолевает за полтора часа, пусть он тащится чуть-ли не с черепашьей скоростью, но он везет зимой бабушек-старушек за хлебом в Тулу. Раз в неделю, по воскресеньям, ходит сейчас труфановский поезд, но местные пассажиры и этому безумно рады.
     С приходом дачного сезона наступали на узкоколейке жаркие времена. Вместо четырех цепляли к тепловозу восемь вагончиков, но и они были переполнены. В августе прошлого года, возвращаясь из грибной поездки со ст. "Солнышко", мы ехали не просто стоя, а - стоя на одной ноге, в переполненном тамбуре. Помню тогда меня удивили постоянно вспыхивающие между пассажирами разговоры, но не о дачных урожаях и грибных успехах, а о том что как бы в следующем году узкоколейку не прикрыли... Словом в воду смотрели.
     "Тульское отделение Московской железной дороги просит Вас рассмотреть и решить вопрос компенсации в 1993 году убытков от эксплуатации узкоколейной железнодорожной линии Тула-Лихвинская - Труфаново осуществляющей массовую перевозку жителей Тулы на садово-огородные участки. Рост цен на энергоресурсы, подвижной состав, оборудование и материалы в 1993 году резко повысил затраты на содержание и эксплуатацию узкоколейной линии. Отделение дороги оказалось в трудном финансовом положении. Новое повышение тарифов на проезд в десятки раз - нерентабельно... При отсутствии компенсации убытков Тульское отделение не сможет обеспечить исправное содержание пути и подвижного состава, безопасность перевозки людей и вынуждено будет закрыть движение по узкой колее."
     Это - строки из официального письма начальника отделения дороги В. Сехина главе администрации Тулы Н. Тягливому. Подобное письмо было направлено в июле прошлого года и главе администрации области Н. Севрюгину. И в каждом послании железная дорога просила местную власть решить вопрос о частичной компенсации убытков. Что в ответ?
     "Ноль целых, ноль десятых копейки" своеобразно комментирует итоги письменных обращений начальник пассажирских перевозок Тульского отделения дороги Владимир Григорьевич Самойлов. - Один единственный раз в 1991 году, когда председателем облисполкома был Ананьев, отделение дороги получило из областного бюджета компенсацию убытков от эксплуатации узкоколейки в размере 500 тысяч рублей. Сумма по тем временам очень приличная!
     Её вполне хватило на безбедное существование "поезда из Ромашково". Но то было вчера, а сегодня... Перевозка пассажиров по линии Тула-Лихвинская - Труфаново за минувший год принесли отделению дороги убытки в 175 миллионов рублей. Расшифрованные доходы от продажи билетов составили полтора миллиона рублей, а расходы на содержание 176,5 миллионов. Простейшее арифметическое действие дает итоговую сумму. Все бы ничего и в роли доброго дяди могли бы выступить железнодорожники, в очередной раз, но если б у этого доброго дяди карманы были набиты деньгами! А когда в карманах ветер, когда отделение дороги находится в финансовых тисках, вынуждено сокращать штаты, закрывать станции - уж тогда не до меценатства. И потом, все говорят что в России наступил капитализм. Скажите на милость, какой капиталист повесит себе на шею ярмо, какой капиталист станет держать у себя нерентабельное производство?
     Краски сгущать не хочется, ни в чем не повинных дачников жалко. Но кто пожалеет железнодорожников? Случись авария - кто отвечать за неё будет? Тепловозы дышат на ладан, часть использованных вагонов (на узкоколейке ходят только такие - малогабаритные) пришли почти в полную негодность. О закупке новых даже речи не идет! Вагонники героическими усилиями готовят в каждый рейс подвижной состав. Но не может же процесс латания дыр продолжаться до бесконечности... Без материальной поддержки городских и областных властей узкоколейка скоро прикажет "долго жить". Возможно совсем скоро. Руководство Тульского отделения дороги не скрывает, что если бы нашелся на узкоколейку покупатель (туристическая фирма, крупное богатое предприятие - возможны варианты) её бы с удовольствием продали по балансовой стоимости. Господа туристические и иные магнаты, может быть кого-то из вас это предложение заинтересует? Узкоколейка считай антиквариат, вещь историческая и - почти даром.



     7. "Прощай, узкоколейка!" Любимов И. газета "Коммунар". — 07.04.1994.

     С 9 апреля прекращается движение поездов по старинной узкоколейке Тула - Труфаново. Надежды на её выживание не оправдались. У руководства Тульского отделения Московской железной дороги иного выхода не было. В прошлом году антикварная колея принесла убытков на 175 миллионов рублей, в этом они прогнозируются уже в размере 800 миллионов. Покрывать такие расходы железнодорожники больше не в состоянии. Они еле-еле сводят концы с концами и, чтобы продержаться на финансовом плаву, вынуждены сокращать кадры. Бюджетные ассигнования настолько мизерны, что всерьез рассчитывать на них не приходиться. Если ситуация в ближайшее время не изменится, ж/д грозит парализация.
     Начальник Тульского отделения В. Сехин всеми силами пытался сохранить узкоколейку, но его неоднократные обращения за помощью к главе администрации Тулы господину Тягливому успеха не имели. В сложном положении оказались не только железнодорожники, но и тульские дачники, которым теперь предстоит пешком топать по шпалам к своим участкам.
     Вдохнуть жизнь в узкоколейку смогут разве что бизнесмены, специализирующиеся на туризме и умеющие смотреть в будущее. Ведь труфановская дорога тянется через живописные уголки, где сам Бог велел построить кемпинги, небольшие гостиницы, ресторанчики, сувенирные лавки, спортплощадки - все что необходимо для комфортабельного отдыха на природе. Уверен, желающих провести уик-энд на узкоколейке было бы достаточно. Тульское отделение МЖД не теряет надежды продать её с аукциона даже зарубежным инвесторам. Нашелся бы только покупатель!


     8. "Закрыли старинную узкоколейку" Кулятов В. газета "Тульские известия". — 21.04.1994.

     Закрыли старинную узкоколейку по которой со станции Тула-Лихвинская ходили дачные поезда до Труфаново. А ведь обещали этого не делать.
     В начале апреля этого года прекратилось движение поездов по старинной узкоколейке Тула-Труфаново. В сердцах садоводов и огородников весть отозвалась болью. Да и жителей пригородных деревень, расположенных вдоль этой узкоколейки, она поразила весьма сильно и неприятно.
     Впрочем громом среди ясного неба весть эта все же не была, о том что узкоколейка дышит на ладан и её скоро должны закрыть. говорилось давно. За десятилетия своей работы она сильно износилась, а обновлять не на что - нет денег.
     Однако кандидат в депутаты областной Думы, начальник Тульского отделения Московской железной дороги Виктор Федорович Сехин в ходе предвыборной компании не раз, в том числе и со страниц газет, заверял, что узкоколейка, хоть и дышит на ладан, но жить будет.
     Народ успокоился было, раз главный железнодорожный начальник области говорит, стало быть, так оно и будет! Но выборы, как известно. были признаны несостоявшимися. Виктор Федорович в думных не оказался. Зато состоялось закрытие узкоколейки, на протяжении многих десятилетий бывшей для многих туляков, имеющих в этой зоне садовые и огородные участки, а так же жителей пригородных деревень, поистине дорогой жизни. Вряд-ли движение будет восстановлено. В нынешней ситуации это просто невозможно. Но зачем, Виктор Федорович, давать заведомо невыполнимые обещания и будоражить народ, который и без того раздражен и взбудоражен?


     9. "Узкоколейка демократии: репортаж из медвежьего угла под Тулой" Ждакаев С. газета "Известия". — 10.09.1996.

     Высшая форма демократии, считают пассажиры поезда Тула - Труфаново, - это выбор между белыми и подберезовиками или, допустим, между лисичками и сыроежками. Чем больше грибов, тем больше демократии.
     Станция Труфаново - две скамейки под деревьями, сарайчик из шпал и заросшая травой узкоколейка. За деревьями начинается лес и кончаются рельсы. Типичный медвежий угол в 26 километрах от областного центра.
     Маленький зеленый тепловоз с семью такими же маленькими вагонами преодолевает эти 26 километров за час сорок. в среднем 15 километров в час.
     Пассажиры узкоколейки делятся на две социально близкие партии - партию грибников и партию дачников. Приземленные дачники забираются в вагоны, грибники же садятся на поезд в буквальном смысле этого слова. То есть лезут на крышу. Кто-то предусмотрительно приварил к вагонам железные скобы. По этим скобам неожиданно бодро карабкаются упитанные отцы семейств, подростки с велосипедами, романтического вида парочки и даже пожилые гражданки с внучками. Но главным образом - загорелые. поджарые мужчины, каких обычно приглашают рекламировать сигареты "Кэмел".
     В 6-40 утра тепловоз дает гудок и трогается с места. Публика устраивается на рюкзаках, закуривает, достает бутерброды, разливает чай из термоса, подставляет руки проплывающим веткам, рвет недозрелые орехи...
     Ближайший сосед, время от времени, спускается вниз и каждый раз возвращается с новой бутылкой пива. Можно подумать. что вдоль всей дороги стоят коммерческие киоски.
     Пригородный поезд располагает людей к политическим дискуссиям. Видимо, это рецидив избирательной компании, так сказать, синдром политического похмелья. "Вот раньше нас заставляли выходить на работу по субботам и воскресеньям - вспоминает сосед, - а теперь и в будни гуляем. Совсем развалился завод". Ответственными за развал он называет Ельцина, Черномырдина и собственного директора. "Сам особняк строит, а мы третий месяц без получки сидим. Вот еду на крыше и доволен, что на буханку сэкономил".
     Тем временем поезд останавливается на станции Рвы. Вспомнив, что это родина Павла Грачева, сосед плавно переходит от развала завода к развалу армии.
     ...Говорят, что узкоколейка строилась еще при Столыпине и доходила до Лихвина. Её и сейчас называют Лихвинкой, хотя Лихвин переименовали в Чекалин, а дорогу урезали на три четверти.
     60 лет Лихвинка была кормилицей всех придорожных деревень. Румяные крестьянки везли в этих маленьких вагонах молоко, творог, яйца, масло, мед, малину и, конечно, грибы. А вместе с малиной и медом - свой мелкобуржуазный уклад. Партия звала людей в будущее, а Лихвинка вела в прошлое. в 60-х годах её объявили нерентабельной и начали ломать, что б экономика стала еще экономней.
     Трудно сказать, что сэкономили на этом партия и железнодорожное начальство, но придорожные села сразу обезлюдили и захирели.
     Последний участок сохранился по той простой причине, что на нем оказались дачные кооперативы железнодорожных рабочих. Путейцы легли на рельсы и остановили бульдозеры. Что по тем временам было делом чрезвычайным.
     Тогда начальник дороги пошел в обход. Ладно, сказал он. узкоколейку ломать мы больше не будем, мы подарим её пионерам и создадим детскую железную дорогу. Все лучшее - детям!
     И действительно, в 1968 году в областной молодежной газете появилось сообщение об открытии детской дороги. На снимке: нарядный фасад новой станции и два пионера, застывших в салюте. Правда, при ближайшем рассмотрении пионерская станция оказалась "потемкинской деревней", изготовленной специально для газетного репортера. Сразу после съемки бутафорский фасад тихо исчез в неизвестном направлении, так же тихо исчезли планы строительства Труфановского аэродрома. Дачники же не дали себя провести. Забросали начальство жалобами и отстояли свое право ездить на дачу со скоростью 15 километров в час.


     10. "Политические игры вокруг узкоколейки" Кошелькова Т. газета "Московский комсомолец" в Туле. — № 11 1999 с.9.

     Собрался уроженец Рвов, экс-министр обороны России Павел Грачев баллотироваться в государственную думу и потекли к нему ручьем наказы и жалобы избирателей. Отчего туляки вдруг резко озаботились участием Павла Сергеевича в предвыборной гонке - бог весть. Вызывает оскомину другое - предвыборная болтовня. сдобренная бахвальством, посулами устроить безработных на работу, похлопотать перед Примаковым о выплате задержанных зарплат и т.д. Особенно умилил меня такой пассаж экс-министра. Цитирую:
     "Павел Сергеевич, хочу вас поблагодарить, - обращается читательница Валентина Ивановна. - Вы уже, наверное, не помните об этом, но многим тулякам в 1995 году помогли. Я вам тогда в министерство написала, что бы посодействовали узкоколейку до станции Труфаново запустить. М в течении 95-96 годов поезда ходили. Спасибо".
     "Меня растрогали ваши теплые слова. Даже не ожидал, что я такой хороший, - отвечает экс-министр, - в газетах ведь по другому пишут. А, что касается узкоколейки, я ведь на станцию Рвы еще пацаном бегал - сливы продавать. Для многих жителей живущих в населенных пунктах вдоль ветки, это единственная возможность добраться до областного центра и обратно. Сейчас поезда не ходят? Я попробую что-нибудь сделать, что бы движение восстановили. Поговорю с губернатором".
     Ай да Павел Сергеевич, ай да рвовский сын!
     На деле ситуация выглядит по иному: узкоколейка Тула-Лихвинская - Труфаново, жизнь на которой то замирала, то возобновлялась, с осени 96 года зашла в тупик.
     Тульское отделение железной дороги обратило взоры на приносящую немалые убытки узкоколейку. Переговоры о хотя бы частичной дотации с городскими властями остались на уровне обещаний со стороны последних. Несколько лет движение перекрывали на зиму, возобновляя его с весны до осени: не оставлять же дачников без единственного средства передвижения. Но в конце 1996 года, когда бывший тогда мэром Тулы Н. Тягливый снова не выполнил договор о частичной компенсации убытков, руководство Тульского отделения приняло однозначное решение: движение на узкоколейке закрыть.
     Говорить о возобновлении сегодня, по меньшей мере наивно и смешно. Нынешняя администрация Тулы и области не выделяет дотаций на покрытие убытков от пригородного движения даже на главном, южном направлении. А узкоколейка за два "мертвых" года заросла травой-бурьяном, кое-где лишилась рельсов, отлитых еще в царские времена. На одно её восстановление, не говоря уже о возобновлении движения, нужны неимоверные средства. Кто их даст, откуда их взять? Так что экс-министру обороны, некогда "оживлявшему" узкоколейку, сегодня беспокоиться не стоит. И губернатора зря беспокоить не надо. Политические игры вокруг узкоколейки не помогут.



     11. «16 декабря 2003 года на автотрассе «Москва — Крым» грузовой автомобиль «КамАЗ» буксировал на жёсткой сцепке экскаватор. На 198 километре ему пришлось проезжать под мостом, на котором располагалась узкоколейная железная дорога. Водитель проигнорировал знак ограничения высоты 4,4 метра (фактическая же высота моста оказалась 5 метров), и зацепил стрелой экскаватора пролётную балку мостовой конструкции. В результате этого она обвалилась. Проезжую часть дороги пришлось закрыть до 21:15, пока не были ликвидированы последствия аварии.
     При проверке документов оказалось, что были не соблюдены правила перевозки негабаритных грузов. Грузовик и экскаватор принадлежат фирме ООО «Калугаглавснабстрой», которая не получила необходимого согласования на маршрут перевозки в ГИБДД. Водитель руководствовался личным распоряжением начальства. Ведётся следствие.»



     12. 6.02.2009 года в газете "Тульские известия" под авторством И. Ксенофонтова, вышла статья "Старая игрушка". Но я этот бред даже комментировать не хочу. Кому интересно, можно ознакомиться: